«Неспособных людей не бывает. Главное — найти область своих способностей», — считает доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии факультета психологии СПбГУ Лариса Арсеньевна Головей.
— Лариса Арсеньевна, многие выпускники-2015, наверное, еще делают свой профессиональный выбор. Как вы считаете, сегодня он стал проще или сложнее, чем был, скажем, десять или двадцать лет назад? И в чем его особенность?
— Как правило, к середине учебного года в 11 классе большая часть выпускников уже сделали свой выбор. Ну хотя бы потому, что неотвратимо приближаются экзамены и поиск конкретного учебного заведения. Но сам выбор, его критерии несколько изменились: если раньше ребята больше внимания уделяли все-таки именно профессии, то сейчас прежде всего они учитывают баллы ЕГЭ и уже дальше выбирают вузы, куда с этими баллами могли бы поступить на бюджет.
— Подход прагматичный. Это плохо?
— Нет, но при таком подходе на первое место выходят баллы, а не способности. Так или иначе, они тоже формируют выбор, но качество этого выбора уже вызывает вопросы. Человек, например, поступает на бюджетное место в вуз, осваивает профессию и только на третьем-четвертом курсе вуза обнаруживает — не его это дело. Кстати, по нашим данным, около 68% студентов выпускных курсов петербургских вузов на вопрос «выбрали бы вы сейчас ту же самую профессию?» отвечают «не знаю» или «не выбрал бы». И причина разочарования не только в выборе конкретной специальности или вуза, но и в выборе маршрута движения. Например, многим выпускникам полезнее было бы начинать свою карьеру в среднем профессиональном учебном заведении, но, к сожалению, ссузы нынешние выпускники школ рассматривают лишь как запасной вариант. А зря — после колледжа, например, и профессиональная адаптация и самоутверждение зачастую проходят успешнее...
— Но ЕГЭ все ближе, и нужны баллы. Что можно изменить в подходе, как избежать ошибки?
— Выбор профессии можно сравнить с решением сложной творческой задачи, в которой учитываются как минимум три основные составляющие — «хочу» (что я хочу, в какой области лежат мои интересы?), «могу» (каковы мои возможности?) и «надо» (какие профессии сегодня и завтра будут востребованы обществом?). И на все эти три вопроса желательно ответить точно и искренне. Потому что можно освоить самую, скажем, что ни на есть престижную профессию, но при этом не найти работу по специальности.
Что тут посоветовать? Первое важное условие — найти, на основе личного опыта понять свой интерес. Тут важно учесть все: учебные интересы, хобби, занятия в кружках, факультативах, вспомнить свои дела, которыми с удовольствием занимались с детства. Важны помощь и советы взрослых. Они могут куда-то сводить, с чем-то новым познакомить, подыскать увлекательную книжку об известном ученом, враче, путешественнике. Но и сам подросток должен, конечно, проявить инициативу. Вообще, надо пробовать себя в разных делах, увлечениях, и когда больше сам видишь, легче сравнивать, понять, подходит тебе это или нет. Неспособных людей нет, каждый обязательно к чему-то способен, но главное — выявить, к чему именно. И еще один совет — понаблюдайте за собой, насколько легко вам дается то, чем занимаетесь. Если не устаете, схватываете на лету, переживаете положительные эмоции, увлеклись делом — это тоже показатель ваших способностей в данной области. А еще полезно прислушиваться к оценкам окружающих — родителей, знакомых, учителей. Все они позволяют оценить себя объективнее, посмотреть на себя со стороны. И вот тогда проще будет ответить на вопрос, сможете вы успешно заниматься этим делом или нет.
— Личный опыт, конечно, очень важен, но сколько увлечений может перепробовать обычный школьник? Пять-десять от силы, а профессий куда больше...
— Считается — около 40 тысяч. И каждый год появляется тысяч пять новых профессий, а какие-то, соответственно, исчезают. Действительно, узнать обо всех нереально, да и не нужно. Выбирать стоит общее направление, сферу деятельности, а конкретика... Сейчас в интернете много разных полезных сайтов по профориентации, найти их, почитать, ответить на вопросы разных тестов. Можно воспользоваться и консультацией специалиста-психолога. Все открыто и доступно — было бы желание. Тут главное — не следовать моде, не выбирать «за компанию», не ориентироваться на внешние атрибуты профессии: престижность, красивую форму или материальное обеспечение. К профессии надо идти «от себя». В конце концов, это ваша жизнь и это ваше решение…
— Ну а все-таки, если получится так, что человек проучился несколько лет и понял — не его. Вернуться и изменить маршрут можно?
— Конечно. Это раньше считалось, что человек выбирает сразу и на всю жизнь, а на самом деле всегда есть время и возможность подкорректировать маршрут. Я сама в свое время окончила медицинское училище и работала в онкологии. Там тяжелые больные, которым нужны были не только лекарства, но и моральная поддержка. Вот так я и попала в психологию, занялась наукой. А сегодня, когда профессиональный мир так быстро меняется, на стыках традиционных профессий появляются совершенно новые, корректировка маршрута — абсолютно нормальное явление. Так что не бойтесь ошибиться, главное — ищите свое.
— Многие наши сверстники рассуждают нынче так: главное — получить «корочку», а потом где-нибудь устроятся, и, в конце концов, «стерпится-слюбится»...
— Да, это известная философия: работа для денег, а хобби — для души. Но учтите — на работе мы все же проводим треть жизни. Может все-таки стоит попробовать сделать из этой трети удовольствие, праздник, а не повинность? Но уж если обстоятельства сложились так, что приходится заниматься не очень интересным делом, все равно посоветую — ищите свое увлечение. Вполне возможно, через год или два именно оно и станет вашей профессией. Ищите свое дело, за вас никто его не найдет!