Переход под площадью Труда
1999 год. Переход только отремонтировали. Он должен был стать некой петербургской копией «Охотного ряда». Не судьба. Сейчас там встретишь лишь редких прохожих, бегущих мимо, да продавцов непонятной национальности у автоматов с кофе и едой. Кстати, достаточно недорогим кофе.
Однако кое-что все же влечет петербуржцев сюда, и это отнюдь не сомнительный кофе и не китайская одежда. Здесь красиво в солнечный день: сквозь стеклянную пирамиду в центре строения падают лучи, освещающие круг с колоннами. Рядом табличка на месте Адмиралтейского канала, а чуть дальше – спуск с Конногвардейского бульвара.
Жаль, что одна из главных ошибок строителей девяностых не привлекает туристов даже самыми «горячими» хитами, доносящимися из скрытых непонятно где динамиков.
«Трубы»
Теплая и холодная. Никаких аллегорий: действительно, в первой трубе выход из метро, так что там всегда гораздо теплее, чем во второй.
Центр города – тысячи сувениров. Кепки, футболки, амулеты, кулоны с логотипами известных групп, часы, браслеты… Можно продолжать бесконечно. Вот она, ловушка для тех, кто всегда рад привезти домой чемодан сувениров. Больше всего ларьков в холодной трубе – на перекрестке между Невским и Садовой. В теплой же, где выход на Михайловскую улицу, продажа идет не так бойко, да и народу, как ни странно, меньше.
«Трубы» – легенды перестройки – становятся исключительно местом купли-продажи, лишь иногда здесь встретишь призраков девяностых – неформалов или меломанов, наигрывающих за монеты в кепке что-нибудь на гитаре. Тогда играли всё: и «битлов», и «Короля и Шута» – главное, играть. А теперь ловите шелест денег да позвякивание сувенирных колокольчиков.
«Новочеркасская»
О, это страшное слово для непосвященного в тайну выхода из подземного перехода! Хоть власти, пожалев граждан, и повесили схему выходов, люди умудряются путаться в этой «кишке», напоминающей гайку. Даже старожилы, иногда выходя из зала с эскалаторами, блуждают в тоннелях под Заневской площадью.
Двенадцать выходов! Неплохой вызов столице, не правда ли? К сожалению, сейчас многие из них закрыты на ремонт, так что граждане больше не могут всласть поблуждать.
«Садовая»
Иногда кажется, что ты отправляешься к центру Земли – так глубоко находится фиолетовая ветка метро. Петербургское «дно» не блещет вычурностью архитектуры, необычностью – лишь разномастными лицами.
Толпы людей постоянно перебегают с одной станции на другую под аккомпанемент «народных» музыкантов. Бомжи, рокеры, торговцы – вот неизменные составляющие выхода к Спасскому переулку. Нет уже той бойкой торговли дипломами аттестатами, зато переход остается самым широким в Петербурге. А также одним из самых «музыкальных».
Своеобразное «дно», напоминающее о желтом Петербурге Достоевского.
Выборгский тоннель
Любите фильмы ужасов? Все эти психбольницы, пустые коридоры, тишину, приглушенный свет? Тогда вам сюда. Самый длинный переход Петербурга готов побороться за право лучшего места для съемки хоррора.
Малолюдный коридор легко обзавелся стаей слухов. То ли это бомбоубежище, то ли секретный путь до железной дороги или заводов, а возможно, это попытка создать автомобильный тоннель, ну или обычный сервисный тоннель сотрудников метро... Только вот никто ничего не знает.
Выходя из метро, ты попадаешь в, казалось бы, обычный переход: несколько магазинчиков (ну и что, что закрытых) и выходов на поверхность. Пройдя несколько шагов, ловишь эхо собственных шагов, замечаешь подтекший битум и холод даже в самую жаркую погоду.
И вот ты уже у развилки. Единственный работающий магазинчик не вписывается в эту картину. Справа очень длинный тоннель со странным освещением и постоянным отсутствием людей. Над тобой изредка проезжают поезда, но разве это отвлекает от путешествия до Чугунной улицы?
Если бы ты у развилки посмотрел налево, то увидел бы закрытые ворота, а за ними другой коридор. Увидеть, что же в конце, не получается: дорога сворачивает. Почему-то становится не по себе. Может, из-за воды в пазах или зеленоватого освещения? Хорошо бы сюда ночью вернуться...
Только вот если ваше тело так и не смогут найти после этой прогулки, идею предложила не я!