Свой путь я выбрал в старших классах, когда понял, что мне интересно программирование. На самом деле, интересно было создание игр, но только спустя несколько лет, уже в ходе работы над разными проектами, я смог более точно сформулировать то, что увлекает больше всего: проектирование сложных программных комплексов, где каждая компонента несет определенный функционал и «общается» по некоторым протоколам с другими частями системы.
Учась на втором курсе, я наметил для себя фирму, которая располагалась в университете и при этом получала заказы от Intel, Samsung, Airbus, и т. д. Это был 2008 год, так что я попал на очередную волну кризиса: рабочих проектов не хватало, стажировку я прошел, но трудоустроиться не удалось. В начале четвертого курса я опять обратился туда же, получил проект на визуализацию травяного покрова в реальном времени, заказчиком которого выступал Intel, защитил по нему два диплома и до сих пор считаю это большой удачей.
На данный момент я уже несколько лет работаю с компанией Philips, разрабатываю программное обеспечение для компьютерных томографов. Сейчас мы расширяем это сотрудничество, вовлекаем в работу больше студентов, их подготовкой я занимаюсь лично. Кстати, это не исключительно «мужская профессия». Девушки прекрасно могут работать программистами: они ответственны, работоспособны и целеустремленны. При наличии базы знаний, которую предоставляет университет, эти факторы — решающие.
Я более чем уверен, что профессия программиста/системного архитектора будет востребована в ближайшие годы, поскольку вокруг человека все больше и больше устройств, требующих программного обеспечения. Стоит только посмотреть на стремительное развитие таких направлений, как «умный дом», «интернет вещей» и т. д. Но надо понимать, что никакой вуз, каким бы хорошим он ни был, не способен за 6 лет сделать профессионала из школьника — слишком большой объем знаний нужно для этого дать. Университет дает лишь фундамент, базовые знания, которые помогут в дальнейшем работать в любом направлении, связанном со специальностью, эффективно и быстро обучаться и приобретать новые навыки, необходимые для работы.
Вячеслав Чуканов, ассистент кафедры «Прикладная математика» СПбГПУ