Сейчас еще сложно говорить о том, кто в этом виноват, но уже можно говорить о том, кто за это ответственен: не только школа, но и родители. Нельзя недооценивать тот факт, что подростки переживают сложности переходного возраста, поэтому им необходима психологическая поддержка. Психологи, и именно они, если ребенок проявляет какие-то поведенческие особенности уже в 5-6 классах, могут заметить и скорректировать его поведение.
Мы должны четко понимать, негативному влиянию из социальных сетей надо противопоставить воспитание. Если бы в школе хорошо работала психологическая служба, то отклонения в поведении были бы заметны и профессионально оценены. Без совместных усилий школы и родителей говорить о воспитании ребенка сложно. Но я хотела бы добавить еще один важный фактор: профилактикой должны заниматься наряду со школой и родителями и наши коллеги из комиссии по делам несовершеннолетних.
Я убеждена, что когда в голове «переклинило» и мы стали говорить о том, что школа предоставляет нам определенные услуги, вот тогда крен пошел совершенно в другую сторону. С этим подходом – «вы нам должны» – надо заканчивать. В системе преподавания никто никому ничего не должен, у каждого есть своя миссия и свои четкие задачи. Нужен баланс отношений между школой и родителями.
Мы создали семь межрегиональных центров компетенции, которые так и назвали – «Колледжи будущего". Они затрагивают профессии в области искусства, дизайна, сферы услуг, промышленных и инженерных технологий. В них сейчас обучается ежедневно до двух тысяч ребят. Там же осваивают и новые направления, такие как информационные технологии, транспорт, логистика. Эти центры не только являются реальным центром обучения ребят, но еще и центром переподготовки наших мастеров, центром обмена опытом. Я могу сказать, что на сегодняшний день у нас 56% выпускников, что почти на 14% больше, чем в прошлом году, которые пошли обучаться в системе среднего профессионального образования. Это значит, что родители, выбирая ту или иную специальность для ребенка, прекрасно понимают, что получение специальности идет одновременно с образованием.