Активная информатизация и роботизация кардинально перевернут рынок труда уже через 10-15 лет, сдвиги в профессиях станут реальностью через пять лет, а к кому-то безработица постучится уже завтра. Алексей Захаров, основатель Superjob.ru (IT-сервиса по поиску работы и подбору сотрудников) рассказал, почему молодежь будущего не сможет найти работу по специальности и не станет успешной в профессиональном плане.
Жизнь – боль, мир – тлен
Захаров уверен: рейтинги вузов, «популярные» профессии, специальности, когда-то бывшие стабильными, – все это становится неактуально. Мир меняется быстрее, чем читается этот текст, и в эту секунду многие из нас становятся все менее нужны цифровой экономике будущего. Почему так происходит?
Казалось бы, высшее образование стало более доступным: количество вузов увеличилось в разы. Но при этом, как утверждает директор Superjob.ru, 91% работодателей жалуется на нехватку практических знаний у выпускников. Значит, образование выросло только в количестве, но не в качестве.
Кто виноват?
Дело не только в университетах: вузы получают уже «бракованный материал». Обидно звучит, конечно, но посмотреть правде в глаза все-таки придется: не все современные школьники сегодня умеют учиться. Одни делают это ради корочки, другие – потому что родители заставляют, третьи в принципе идут в вуз, чтобы «откосить» от армии.
А если копнуть еще глубже,
можно обнаружить провал в системе дошкольного и школьного образования. Воспитатели
и учителя – одни из самых низкооплачиваемых сотрудников в России (читайте:
мало платят – нет желания трудиться – ненавидишь свою
работу). Все, что эти бедные трудяги-учителя заложат в ребенка, останется с ним
навсегда (и все, что они испортят, тоже).
В свою очередь у каждого ребенка есть «программа» самообучения, заложенная
генетикой. Она работает лет до 12, а затем активно учиться продолжат лишь те, кому еще до школы заложили
установки на постоянное обучение. Таких людей, как мы понимаем, меньшинство, ведь «почемучку»
убили еще в семье: «Отстань со своими дурацкими вопросами, папа устал!». А потом добили в младшей школе: «Сказано отступить две клеточки – значит
две!».
Меньше слов – больше статистики
За последние три года сотрудники Superjob провели более 500 профориентационных мероприятий в высших учебных заведениях и колледжах и обнаружили: большинство студентов мало что знает о своей будущей профессии. Они не могут назвать даже десяти компаний, где их знания будут востребованы – ребята просто не знают, где и как искать работу после окончания вуза.
Захаров отмечает и другую тенденцию: рынок труда голодает, например, в области информационных технологий, но перекормлен в отраслях, которые попадают под процессы автоматизации и роботизации. Для того чтобы в будущем оставаться конкурентоспособным, необходимы совершенно новые навыки, которыми не обладают машины.
Что можно сделать?
Основатель Superjob говорит о следующих необходимых мерах:
- понять цели образования (причем и родителю, и школьнику);
- расстандартизировать школьную программу: перейти к контролю результатов обучения, сосредоточившись на индивидуальных результатах каждого ученика;
- ввести в школах и вузах обязательные курсы профориентации, но с упором не на конкретную профессию, а на поиск своего места в жизни и установку на постоянное совершенствование и грамотное поведение на рынке труда;
- увеличить финансирование дошкольного образования и младшей школы, в первую очередь – зарплаты воспитателей и учителей, а также повысить требования к специалистам.