Почему сегодня Фараон, Фэйс или та же Пошлая Молли собирают полные залы, а от Оксимирона и Эминема слушатели постепенно уходят? И что в их треках такого особенного, что они так быстро завоевывают молодую аудиторию? Окси, конечно, хорош, но мы уже видели, как малоизвестный Гнойный «побил» его. Почему?
Об этом рассказывает Артем Рондарев, преподаватель школы культурологии НИУ ВШЭ. В сети появился его необычный спецкурс по текстам песен современных русскоязычных музыкантов.
Рондарев анализирует поэтический язык Земфиры – пожалуй, самой известной и важной исполнительницы российской сцены. Здесь он, кстати, акцентирует внимание на том, какую роль играет гендер в ее текстах и что это дает слушателям. Рондарев также обращается к «Сплину» и рассказывает, почему Васильев так много внимания уделяет деталям. Он даже посвящает отдельную лекцию группе СБПЧ, говоря о таком новом тренде, как «новая искренность". Творчества известных групп «Буерак» и «Пасош» кстати, он тоже не избегает. Ну и конечно же, Рондарев не может не поговорить об Оксимироне и АК-47.
У АК-47 в треке «No Pasaran» есть строка: «Добавь свой голос к нашим голосам». Она значит, что у людей есть общая система ценностей, куда включены все большие ценности: Родина, в честности. И единственное, что мешает людям жить, – это плохая структура государственного управления. Если с ней покончить, то и жизнь наладится. И это способно собрать людей в структуры лучше, нежели структуры государственные. В этом сила хип-хопа как социального явления. И с Оксимироном печально то, что у него нет никаких точек соприкосновения с тем, что происходит на улице. А это для хип-хопа вещь абсолютно неприемлемая.
Артем Рондарев