Семь всероссийских открытых «Уроков будущего» собрали в социальных сетях более 30 миллионов просмотров. Почти миллион раз «Уроки» скачивались на персональные устройства. Что так заинтересовало старшеклассников, их родителей и учителей? Об этом в беседе с главным редактором «Пяти углов» Сергеем Грачевым рассказывает заместитель министра образования и науки Ирина Потехина.
Главный жизненный проект
— Ирина Петровна, не
так давно наш журнал опросил около трех
тысяч первокурсников. Нас интересовало — какую оценку заслуживает, по их мнению,
родная школа за помощь при выборе профессии. Так вот более половины
респондентов поставили своей альма-матер «неудовлетворительно». Как
вы считаете, справедливо?
— Школа, наверное, самый инерционный институт общества. Она во многом — хранитель традиций, поэтому не может моментально реагировать на все внешние перемены. В определённом смысле ей положено быть консервативной, иначе разрушится сама система сохранения и передачи знаний. Но проблема профессиональной ориентации сегодня остро стоит во всем мире. Её причина — скорость технологических перемен, которые быстро меняют рынок труда. К переменам приходится адаптироваться не только системе образования, но и родителям.
— Почему?
— Еще совсем недавно мы выбирали профессию как наши папы и мамы - «на всю жизнь». В почете были династии — семьи потомственных сталеваров и врачей, учителей и музыкантов. Люди гордились своей верностью профессии, а тех, кто часто менял работу, называли «летунами». А сегодня человек за период трудовой деятельности может несколько раз поменять не только место работы, но и профессию. Это становится нормой жизни — люди постоянно учатся, осваивают смежные или вновь появляющиеся специальности, начинают собственное дело. Новые технологии меняют сам перечень профессий. Скоро, например, могут исчезнуть водители — крупнейшие мировые и отечественные автопроизводители уже испытывают беспилотники в реальных условиях. За водителями сокращения грозят складским рабочим, бухгалтерам и кассирам. Армия программистов тоже, наверное, видоизменится — необходимость в кодировании машин тоже постепенно отпадёт: как Алиса, голосовой помощник Яндекса, они «поумнеют» и начнут обучаться совершенно другими способами. Все это вычеркнет из списка востребованных десятки, если не сотни профессий, а их место займут другие, у которых сегодня нет даже названия. Уже сегодня система образования начинает оперировать понятиями не только профессий, но и компетенций — навыками, которые будут нужны при любых изменениях.
— ...Особенно если учесть, что из сотен профессий выпускники знают 10-15!
— На самом деле, информации много. В поисковых запросах Интернета фигурирует сегодня огромное количество профессий. Вопрос: а что именно нужно искать? В этом основная сложность как у старшеклассников, так и у их родителей. Мало найти информацию о какой-то новой профессии — надо знать, где она может быть востребована, в каких «точках роста». Хорошо бы также знать географию этих «точек роста» — чтобы понимать, далеко ли они от места, где ты живёшь. А еще нужно понимать: кто тебе поможет эту профессию получить, в каких колледжах и вузах есть соответствующие специальности. Добавьте к этому еще и личные склонности человека - и вы получите совсем не банальную задачу, которая не всякому взрослому под силу. По сути, человек сегодня выбирает не какую-то конкретную профессию — он выбирает направление, вектор развития. Вот, кстати, почему мы все чаще говорим не о профориентации, а о профессиональной навигации. Именно поэтому построение своего будущего надо сегодня рассматривать как самый главный жизненный проект. Что многие дети и их родители уже и делают. Именно поэтому так популярна «Проектория» и её «Уроки будущего».
Как выбрать ориентир?
— Как я понимаю, профессиональная навигация и легла в основу портала «Проектория» и Всероссийских открытых уроков?
— Первый Всероссийский открытый урок «Россия, устремленная в будущее» прошел 1 сентября прошлого года — к нему через интернет подключились около 17 тысяч школ и больше миллиона старшеклассников. Урок проходил в рамках Ярославского форума профессиональной навигации «Проектория», где перед ребятами выступили главы крупнейших российских корпораций. Они рассказали школьникам о вызовах, стоящих перед разными индустриями, и о том, каким именно специалистам эти задачи предстоит решать. Но самую интересную часть Урока провёл Президент страны — он обсудил со школьниками самые амбициозные проекты, которые реализуются сегодня в России, и для которых потребуются новые кадры. В общей сложности этот первый Урок набрал в интернете больше 10 миллионов просмотров. Мы поняли, что тема профессионального будущего интересна и школьникам, и педагогам, и родителям. Причём, взрослым и детям примерно в равной степени. После этого было принято решение проводить такие уроки регулярно. В общей сложности семь «Уроков будущего», помимо первого президентского, набрали больше 30 миллионов просмотров. Сама эта цифра говорит о том, как не хватает нам такого рода информации.
— Эти открытые уроки востребованы и будем надеяться, усвоены. Но если вернуться к маршрутам и навигации — за счет чего все же выпускники выберут более точные ориентиры? Потому что станут информированнее?
— Задача Уроков, прежде всего, увлекательно рассказать о перспективах и основных направлениях развития страны, о тех отраслях, где выпускники обязательно будут востребованы. Для этого на Уроки в качестве спикеров приходят люди, которые находятся на самой передовой линии происходящих в экономике изменений: представители крупных работодателей, прорывные технологические предприниматели. Обязательно приглашаем ректоров ведущих вузов, которые рассказывают о конкретных специальностях, факультетах и о том, где работают их выпускники. То есть актуальная информация из первых рук.
Ближайший урок «Проектории» будет посвящён волонтёрству и пройдет 17 мая в 10.00:
Главное — знать о возможностях
— Но как вы себе это конкретно представляете, особенно учитывая скорость наступления новых технологий? Вот вы сказали «выбирать надо не конкретную профессию, а вектор». Что вы имеете ввиду?
— Допустим, школьнику хорошо дается физика, он её любит и хотел бы выбрать направление, связанное именно с физикой. Но таких направлений много: атомная энергетика, физика новых материалов, аддитивные технологии. У способных химиков тоже огромный выбор. Например, одно из самых перспективных направлений - биотехнологии. Только надо понимать, что эта индустрия ещё только развивается, и специалистов там требуется не так много — счёт идёт на тысячи, а значит надо быть готовым к высокой конкуренции. А вот в лесной промышленности занято полмиллиона человек и работы там полным-полно, в том числе для химиков. У меня недавно был интересный разговор с мальчиком, который мечтает о космосе. Хочет стать космонавтом. Достойная мечта. Но в отряде космонавтов всего 26 человек, и пробиться туда невероятно сложно. Зато в самой космической отрасли заняты сотни тысяч людей, и это огромное поле возможностей реализовать себя. Вся эта отрасль и есть самый настоящий космос, самый передовой рубеж науки, и там он обязательно найдет свое место.
— Вопрос не в том, чтобы убедить, а в том, чтобы показать возможности, о которых ребята не подозревали. В Дубне в Объединенном институте ядерных исследований уже несколько лет организуют летние семинары для учителей физики. Привозят к себе каждый год человек по тридцать педагогов вместе с детьми и рассказывают, а главное – показывают, что такое современная физика. И трудно сказать, на кого эти семинары производят большее впечатление — на школьников или на их учителей, которые имеют представление о физике из учебников тридцатилетней давности! Институт проводит эти семинары за собственный счёт - для педагогов и ребят поездка бесплатная. Единственное условие, с которым ученые обращаются к слушателям,— по возвращению в школу рассказать коллегам о том, что видели и слышали.
— Хорошая инициатива, но таких институтов…— Работодатели очень заинтересованы в хороших кадрах —это становится сегодня вопросом выживания на конкурентном рынке. Сейчас в стране реализуется множество прорывных проектов. Это и Северный морской путь, и телемедицина, и высокоскоростной транспорт. И каждому нужны сильные современные специалисты.
— Когда мы готовились к запуску открытых уроков, решили провести в интернете опрос: с какими индустриями ребята в первую очередь хотели бы познакомиться? Агротехнологии, сельское хозяйство оказались в нашем перечне на последнем месте. Но после того, как прошёл открытый урок «Что ты знаешь о еде», где ребятам рассказали, как уже сегодня урожайность контролируют беспилотники, а за здоровьем хрюшек следят специалисты по big data, даже мальчики и девочки из престижных московских школ поменяли своё мнение. Поэтому, главное — держать глаза открытыми и не бояться рассматривать для себя самые разные варианты. «ПроеКТОриЯ» ребятам все покажет и расскажет. А выбор пусть уж они делают сами!