Мы собрали истории людей, прошедших это сложное испытание. Они рассказали нам, как они готовились, какие темы попались им на экзамене и что делать абитуриентам этого года.
"Я готовилась к творческому конкурсу сама, дома, на курсы не ходила. Подготовка заняла у меня максимум две недели (после экзаменов и выпускного), и я волновалась, что недостаточно времени уделила вступительным. Тем было много, сейчас даже уже и не вспомню какие, но похожие всегда вывешены на сайте журфака. Мне попалась тема «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан...». К письменной части я готовилась особенно тщательно: накидывала себе аргументы, новости, имена известные, рассуждения, сравнения...
Устная же часть не заняла у меня много времени на подготовку – в школе я сдавала обществознание, и все билеты были уже готовы. Вечером перед творческим конкурсом просто быстро прошлась по ним, повторила. Поняла, что главное – не бояться выражать свою позицию и вызывать собеседника на диалог. Преподаватели настроены положительно, поддерживают тебя, улыбаются и порой шутят. Студенты из приемной комиссии всегда помогут, поделятся своим опытом, про университет и преподавателей расскажут. Поэтому не нужно их бояться – они через все это тоже прошли!
Минимальных баллов я не знала и до сих пор не знаю, потому что изначально старалась работать на максимальный. В итоге набрала 93 балла (из них 40 (мах) – за устную). Считаю это хорошим результатом, хоть и неидеальным.
Совет успеха: быть максимально открытыми и свободными в выражении своих мыслей. Не стоит пытаться копировать чей-то стиль, мысли, потому что «так правильно, это оценят». И стоит писать и говорить о том, в чем сам разбираешься и что интересно тебе".
— Маргарита Антипичева, студентка второго курса
«Когда я готовилась, я четко знала, что ждет на творческом испытании. Все темы для эссе были выложены на сайте журфака СПбГУ. Поэтому я просто прописала каждую тему, чтобы не было ступора перед белым листом бумаге на самом конкурсе. Второй этап – собеседование – был гораздо интереснее. На сайте были размещены все темы, поэтому просто читала свои школьные конспекты и учебники по обществознанию. Очень рекомендую не ограничиваться одним учебником за 10-11 класс, а отдельно читать право и экономику.
Совет успеха: меньше стресса и больше уверенности в себе. Творческое испытание – это яркий пример того, на каком "нервяке" и в каком диком стрессе живет журналист. Если такая атмосфера вас не подстегивает и не заводит – смело покидайте стены журфака. Тут нужны железные нервы и работоспособность в любых условиях".
— Анна Рябова, студентка второго курса
«Поступить в СПбГУ было моей главной целью. Хоть я и подала документы в РАНХиГС и СПГУДТ, мечтала я о СПбГУ. Поэтому с самого начала была решительно настроена на победу. Вот я прохожу в аудиторию. Ее строение напоминает амфитеатр: деревянные скамьи в несколько рядов – такое я видела только по телевизору. Мне понравился интерьер: от каждого предмета так и отдавало стариной. Но, как оказалось, сидеть было очень неудобно: столы располагались под углом, и ручка все время скатывалась по столу на пол. Нас проинструктировали, спросили, есть ли у нас вопросы. Наконец, нам раздали темы сочинений.
Это был лист, на котором были написаны две темы, мы выбирали любую из них. У меня были темы «Береги честь смолоду» и «Самый лучший город на земле» (или «Мой любимый город», не помню точно). Тему про честь я сочла уж слишком стариковской, я ведь все-таки будущий журналист, и хочется написать крутое и оригинальное сочинение, в котором я не буду рассуждать о давно уже всем известных истинах. Поэтому я выбрала тему про город. Я догадывалась, что большинство людей напишут либо про свою малую родину, либо про Петербург. Я решила быть оригинальнее и написала про Пятигорск – город, находящийся в гармонии с природой. Думаю, получилось хорошо. Я очень боялась, что 1,5 часа мне не хватит, но с этим сочинением я управилась то ли за полчаса, то ли за час.
Затем была устная часть. Я вытянула билет. Там было два обязательных вопроса: «Типы мировоззрения» и «Политическое участие и политическая деятельность: типы, виды, формы". Нам уже были известны возможные темы еще до вступительного экзамена. И если первый вопрос был моим самым любимым, то второму я уделяла мало внимания. Времени на подготовку давалось 40 минут, и это более чем достаточно. Я уже думала сдаться со вторым вопросом и признаться экзаменаторам, что не помню его. Но всё же решила, что если и бороться, то до конца. Начала писать его и, пока писала, начала вспоминать эту тему.
Затем я отвечала двум экзаменаторам. Мне было очень приятно, что они внимательно меня слушали и не перебивали (в отличии от экзаменаторов в РАНХиГСе). Они задали несколько интересных дополнительных вопросов, мы порассуждали о связи науки и религии. Был также вопрос о том, какие телеканалы какие типы мировоззрения формируют (например, СТС и ТНТ формируют обыденное мировоззрение и т.д.).
Готовиться к сдаче экзаменов нужно заранее. Хотя бы с 10 класса (и то при условии, что хорошо знаете хотя бы либо литературу, либо общество), но ни в коем случае не с 11 класса, иначе не успеете. Я могла бы подготовиться гораздо лучше, если б начала готовиться заранее. Если есть возможность – посещайте подготовительные курсы, которые для вас проводит СПбГУ.
Совет успеха: всегда верить в себя. Не надо говорить: «У меня ничего не получится», – вам это и так скажут, и не раз".
— Алена Петрова, студентка второго курса