- Хотя сейчас вы живете в Штатах, но наверняка следите за развитием российской фантастики. Как вы отреагировали на выход фильмов по романам Лукьяненко и Семеновой?
- Я очень люблю «дозорную» серию Сергея, это, пожалуй, мои любимые произведения в его творчестве. Что я могу сказать об экранизации? Романы изуродованы. Экранизация - это специфическая кислотная эстетика. О фильме «Волкодава» я мнения еще не сформировал - смотрел его частично урывками, но романы Марии Семеновой очень люблю. Что поделать?! Необходимо с чего-то начинать, и хорошо, что для этого выбрали действительно хорошие произведения.
- А по вашим книгам сейчас снимают кино?
- Я давно продал права на экранизацию студии «Новый русский сериал», но пока никакого движения. Были предложения снять «Череп на рукаве», но с условием, что я уберу оттуда саму эмблему черепа. То есть я должен был лишить роман его сути. Мне объяснили это ассоциациями с фашистской символикой. Ну, я думаю, всем известно, что я нацист, шовинист и сатанист в одном лице (смеется)!
- Как вы относитесь, религии и буддизму, в частности? Влияют пи они на ваше творчество?
- К религии отношусь негативно. Как уже было сказано, религия - это опиум для народа . К буддизму же – с интересам. Он ничего не требует. Мне интересны его космология, мировоззрение. На творчество это, конечно, влияет.
- Зная о разногласиях между читателями после выхода «Кольца тьмы», хотелось бы спросить, не приходили ли вам письма с угрозами от разъяренных фанатов Толкина?
- Свое я получил, и зуб мне вышибли. Но в соотношении 1:4, то есть их было четверо, а я один. Один выбитый зуб - это очень хороший результат, учитывая еще то, что двое вообще еле встали. Угрозы были - типа «Мы тебя за «Кольцо тьмы» с лица земли сотрем», но, как видите, не стерли.
- Не хотелось ли вам когда-нибудь написать не о магах, эльфах и орках, а о персонажах, допустим русского фольклора?
- Много раз подступался – и отступал в силу большой ответственности.
- Вы сейчас работаете как профессиональной писатель?
- Я был профессиональным писателем с 1994 по 1998 годы. У меня успехи, так и неудачи. При этом слишком часто начинаешь относиться к тексту с точки зрения стоимости: наработал ли ты сегодня на кусок хлеба для своей семьи. Я этого не хочу.
- В США вы работаете по специальности?
- Да, как биофизик изучаю проблемы диабета, метаболизма, ожирения работу генов при этом в организме человека.
- Ну и как вам Америка ?
- Америка когда-то была замечательной страной. Там жили нормальные люди с похожим на наш менталитетом. Они делали все - от иголок до самолетов. Потом началась деиндустриализация. К власти приходят люди, владеющие нефтью, им наплевать на других. Не думайте, что только в России бедность и разруха. В Америке полно трущоб и бомжей. Демократия, которую США навязывают миру, у них самих действует лишь на уровне маленького городка. На политическую арену выходят совершенно непонятные партии, в моём городе это феминистки. Они требуют, чтобы врачи прекратили советовать кормить ребенка грудью, ибо никто не может говорить женщине, что она должна делать со своим телом. И, представьте себе, собираются митингующие, пишутся петиции на эту тему, рассматриваются жалобы в суде. Судя по всему, в Конгрессе победят демократы, а значит, они будут всячески порицать Россию и учить ее правильно жить. Одним словом, же самая грязь, даже более изощрённая.
- Вы наверняка знакомы с американским фольклором. Используете его в творчестве?
- Фольклор там неполиткорректен, в особенности южный, в нем очень много насмешек над неграми, и с этим связано большое количество скандалов.
- Как вы относитесь к коммунизму?
- Коммунизм - замечательная альтернатива настоящему. Мне очень нравятся утопии из романов Стругацких, но идеальный мир построить практически невозможно.
- Вредная привычка одна - интернет зависимость. Слишком много времени трачу на общение в Сети. Моё хобби - собирать изучать книги по военной истории. Еще коллекционирую статуэтки драконов и кельтскую резьбу по дереву.
- А какую музыку слушаете? Есть ли у вас любимые исполнители?
- Из современного выделяю Nightwish и Forgotten Tales, но с годами все больше тянет к тому, что в детстве казалось занудным пиликаньем - Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин. Мне нравится Симфонический оркестр Петербургской филармонии, я восхищаюсь мастерством Темирканова. Может, это оттого, что я старею, а может, от чего-то другого.
беседовали Леонид Васильев, Сергей Кагермазов