Учебный год начался со скандалов. На днях питерская школьница пришла на линейку с синими волосами. Учителя такой эксперимент с внешностью не оценили и отправили девочку домой смывать краску. Только менять цвет волос ученица отказалась — и вместе с родителями подала жалобу уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге. И омбудсмен проблему решил: учителям все объяснили, с девочкой тоже поговорили, и сейчас питерская Мальвина продолжает учебу.
Вроде все рассосалось, но лиха беда начало. И вот уже в другом районе Петербурга старшекласснику пришлось записаться в парикмахерскую, чтобы попасть на учебу. Школа категорически отказалась допустить школьника с дредами до занятий. «Самовыражаться надо оценками, а не внешним видом. Не расплететесь — можете искать другое место для учебы», — сказал директор. В уставе школы про прически учеников ничего не написано, и такими ультиматумами администрация нарушает права подростка. “В данный момент мы решили пойти на уступку, — заключила мама. — А на лето дреды мой сын заплетет обратно, если захочет. Даже я считаю, что они ему очень идут». Вот такой спор получается о том, что можно и что нельзя в нашей школе. Одни говорят: да это же дети, перебесятся. А другие им отвечают: сейчас в синий цвет волосы красят, а завтра — сами понимаете…
У городских властей по этим конфликтам позиция тоже неоднозначная: с одной стороны, отстранять подростка от занятий из-за внешнего вида нельзя. Но с другой, не стоит школьникам переступать этические нормы, даже если они словами не прописаны. Хотя боюсь, теперь правила описать все-таки придется: какая клетка должна быть на брюках и какого цвета можно носить волосы. Короче, внешний вид ученика должен соответствовать формату учебного заведения. Головы — под формат ЕГЭ, внешность — под формат школы.
«Ну объясните мне: как могут прически влиять на способности ученика? — спрашивает школьница Маша, которая уже несколько лет красит волосы то в зеленый, то в розовый цвет. — Если у человека что-то есть в голове, то не важно, какие на этой голове волосы».
И то верно. Однако возникает вопрос. Почему наша школа все время устраивает конфликты и обсуждения, которым на поверку — цена копейка? То она обсуждает 12-балльную систему, то таблички меняет, то формой озабочена, то с анимешниками борется. А теперь вот последняя напасть — прически. Между тем, самих ребят, по нашим опросам, волнуют совершенно другие проблемы: выбор предметов, переполненность классов, уважительное отношение учителей... Но эти проблемы отодвинуты на второй план. А на первом — синие волосы. Может, с прическами просто бороться легче?