Cодержание
Думайте о читателе
Больше всего мы не любим тексты про закаты на берегу моря
и домашних животных. Нет, самих котиков и море мы обожаем. Но хороший журналист,
когда пишет материал, в первую очередь думает не о себе и своих интересах, а о
пользе для читателя. Если ты хочешь написать обзор, рецензию или маленькую новостную
заметку, спроси себя: «Как я смогу помочь читателю?». С этого и начнётся твоя работа над текстом.
Сформулируйте идею
Тебя же учили в школе находить основную мысль текста? Так вот теперь пора самим её создавать. Рассуждений, аргументов и фактов в материале может быть много, но все они должны работать на главную идею — ту самую, которую ты сформулировал сначала. И важно, чтобы она была свежая и актуальная. Вот ты захочешь читать текст про подготовку к ЕГЭ летом, да ещё и если посыл будет такой: экзамены — лотерея, гарантий получить 90 баллов нет, жизнь — боль?
Составьте план материала
Поленился и не сделал это — считай, что пошёл в лес без навигатора. Без чёткой структуры текста ты просто заблудишься в своих аргументах. А если материал будет про тот же ЕГЭ, есть вероятность, что получится крик души без аргументов вовсе. Поэтому постарайся структурировать на бумаге все свои мысли. Кстати, чтобы текст получился сильным и убедительным, аргументы лучше расположить так: два-три «за», один «против» и один «за». Контраргумент в середине нужен для того, чтобы предугадать сомнения читателя и убедить его в своей правоте.
Теперь можно начать писать
Работа над первым абзацем часто самая сложная, потому что начало текста — это крючок. И если оно банальное и скучное, то читатель даже до середины материала не доберётся. Поэтому купи его внимание. Начни разговор с личной истории, с вопроса, на который читатель не знает ответа, или с неожиданной статистики. Сделай ставку на эмоции, и если твоё первое предложение разозлит, удивит или растрогает аудиторию, то она точно продолжит чтение.
Кстати, следить за вниманием читателя нужно на протяжении всего текста. Старайся сделать каждый абзац максимально полезным и интересным, разжигай интерес читателя новыми фактами, цифрами и другими деталями.
Избавьтесь от мусора
Графоманы трепещут над каждой фразой, стараются запихнуть в неё побольше метафор и эпитетов. Но на самом деле, чем проще текст, тем лучше. Убей в себе желание писать, как Лев Толстой (у тебя всё равно не получится). Избавься от длинных предложений, сложных конструкций и непонятных слов. Говори проще, и тогда тебя услышат.
И ещё раз проверьте
Работы над текстом никогда не бывает мало. Поэтому прежде чем отправить текст редактору, прочитай текст вслух, обсуди его с подругой, покажи маме. Когда долго пишешь, то перестаёшь видеть очевидные ошибки. Поэтому не бойся просить совета. Будь готов к критике. Поверь, лучше получить замечание до того, как текст будет опубликован.