Введение
Как и любое другое учреждение, наша школа страдает от шумового загрязнения — внешнего и внутреннего, и еще не известно, что наносит больший вред. Внутренним является так называемый «школьный шум», который отрицательно влияет на работоспособность учеников, отвлекает внимание и становится причиной многих нервных расстройств.
От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание просто гудит. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школе снижается лишь к седьмому уроку, когда уменьшается поток учеников.
Однако, шумно или нешумно – это качественная характеристика, важно провести исследование уровня шума с применением специальных приборов и выявить количественную характеристику шумового загрязнения в школе.
Проблема: Выяснить, соответствует ли уровень шумового загрязнения школы нормам СанПин?
Цель работы: Исследовать уровень шумового загрязнения школы.
Задачи:
1) Проведение исследования уровня шума в различные временные промежутки в школе и разных помещениях
2) Сравнение полученных данных с данными СанПин
3) Проведение социологического опроса среди обучающихся и учителей школы по проблеме шума
4) Подготовка рекомендаций по снижению уровня шума в школе
1. Обзор литературы
Звук. Звуковая волна
Звук – это распространяющиеся в упругих средах – газах, жидкостях и твёрдых телах – механические колебания, воспринимаемые органами слуха.
Органы слуха человека способны воспринимать колебания с частотой от 15 Гц до 20 кГц. Механические колебания с указанными частотами называются звуковыми или акустическими, звук – это волновой колебательный процесс, происходящий в упругой среде и вызывающий слуховое ощущение. Существуют «слышимые» и «неслышимые» звуки. Совокупность их – спектр. По аналогии с солнечным спектром звуки, которые не воспринимаются человеческим ухом, называются: - инфразвуками (упругие колебания и волны с частотами, лежащими ниже области слышимых человеком частот, до 15 Гц)
- ультразвуками (упругие колебания и волны с частотами приблизительно от 20 кГц до 1 ГГц
При достижении звуковой волной какой-либо точки пространства, частицы вещества, до того не совершавшие упорядоченных движений, начинают колебаться. Любое движущееся тело, в том числе и колеблющееся, способно совершать работу, то есть оно обладает энергией. Следовательно, распространение звуковой волны сопровождается распространением энергии. Источником этой энергии является колеблющееся тело, которое и излучает в окружающее пространство (вещество) энергию.
Шум
Шум – это колебательный процесс, по сути, это чередование волн плотности: волны сгущения меняются местами с волнами разрежения. Этот процесс возможен лишь в упругой среде: звуковые колебания в вакууме, к примеру, не распространяются. Если тела совершают свои вибрации не в установленном порядке, человеческий слух воспринимает данные звуки как шум.
Шум может иметь различные характеристики, (см. табл.1 и табл. 2)
Таблица 1 Характер спектральных полос шума
широкополосный ширина непрерывного спектра превышает ширину октавы)
тональный превышение шума в одной третьоктавной полосе по сравнению с остальными более чем на 10 дБ
Таблица 2 Виды шумов по постоянству
Вид шума Характеристика
Постоянный меняет свою частоту не более чем на 5 дБА
Непостоянный колеблющиеся – непрерывные изменения во времени
прерывистые – изменения происходят ступенчасто, имеются интервалы постоянного шума одна и более секунды
импульсные – чередование шума и тишины
Допустимые уровни шума по данным СанПин
В действующих СанПиН 2.1.2.2801-10 «Изменения и дополнения №1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» приведены следующие нормативы для жилых помещений приведены в таблице №3

В таблице 4 приведены допустимые уровни шума в нежилых помещениях.
Таблица 4 Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука в нежилых помещениях

Влияние шума на человека
Превышение допустимого уровня шума является шумовым загрязнением и может негативно влиять на здоровье человека. Влияние шума сказывается на структурах головного мозга, что вызывает неблагоприятные изменения в функциях различных органов и систем.
Биологическое воздействие акустических колебаний на человека зависит от следующих факторов: уровня интенсивности дБ); основной несущей частоты, а также акустического спектра, если кроме несущей частоты присутствуют и другие частоты; формы колебаний: гармонические колебания, импульсы с крутым фронтом, и др.; продолжительности воздействия t, длительности нарастания импульса ts и числа импульсов; индивидуальных особенностей объекта, окружающих условий, наличия одновременно с инфразвуком вибраций тела, которые передаются объекту механически через опорные поверхности и т.д
Звуки и шумы свыше 70 дБ становятся неприятными для слуха. Если же громкость превышает 90дБ, то такой шум, особенно длительный, может вредить здоровью. Постоянно любители послушать музыку в наушниках на уровне громкости выше среднего подвергают свои уши воздействию 85-90 децибел, они начинают незаметно для себя глохнуть. Шум в определенных условиях может оказывать значительное влияние на здоровье и поведение человека. Шум может вызывать раздражение и агрессию, артериальную гипертензию, тиннитус (шум в ушах), потерю слуха.
Наибольшее раздражение вызывает шум в диапазоне частот 3000÷5000 Гц. Хроническая подверженность шуму на уровне более 90 дБ может привести к потере слуха. При шуме на уровне более 110 дБ у человека возникает звуковое опьянение, по субъективным ощущениям аналогичное алкогольному или наркотическому. При шуме на уровне 145 дБ у человека происходит разрыв барабанных перепонок. Женщины менее устойчивы к сильному шуму, чем мужчины. Восприимчивость к шуму зависит также от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий и т. д.
1. Материалы и методы
Определение шумового загрязнения проводили в октябре 2017 года. Данные исследования проводились на территории нашей школы (ГБОУ школа №491). Были проведены исследования на уровень шум в стенах нашей школы во время уроков и во время перемен.
Школа состоит из трех зданий, соединенных надуличными переходами.
Исследование проводилось в здании, где учатся 5-9 классы. Измерение уровня шума проводили с помощью прибора «Компактный шумомер DT-85А» (рис. 1). Основные технические характеристики: диапазон частоты 31,5Гц-8КГц диапазон измерений 40-130 дБ.

a. Результаты исследований
Результаты исследований представлены на рисунках 2 и 3.


1. Анализ полученных результатов
В результате исследований выявлен, что наиболее «шумными» являются представители 5 параллели. Причем уровень шума снижается после 6 урока, когда ученики пятых классов в основном заканчивают свое обучение.
Наиболее высокий уровень шума был зафиксирован на первом этаже здания перед началом уроков (около раздевалки) и после окончания 7 урока, когда большинство обучающихся покидают школу.
В дальнейшем интересно провести анкетирование среди учеников и учителей для обращения внимания на проблему шумового загрязнения в школе (пример анкеты представлен в приложении 1).
Также уже предложено провести ряд мероприятий совместно с обучающимися старших классов для привлечения внимания к проблеме.
4.Результаты анкетирования
1.По результатам опроса было выявлено, что шум мешает большей части обучающихся школы и учителям.
2.Источниками шума чаще всего являются: крики детей, громкая музыка от колонок обучающихся, визг.
3.В конце дня от постоянного шума у учителей и обучающихся выявляются одни и те же симптомы: головные боли, головокружения, ухудшение слуха, плохое настроение, усталость.
5.Выводы
1. Проведены теоретические исследования влияния шумового загрязнения на здоровье человека
2. Проведены исследования уровня шума в школе в зависимости от времени и от параллели
3. Выявлены наиболее «шумные» параллели в школе
4. Предложены мероприятия по привлечению внимания к проблеме шума в школе.
5. Выявлены сравнения данных полученных в ходе исследования и данных СанПин.
6. Рекомендации
1.Проинформировать обучающихся о проблеме шумового загрязнения в школе
2.Проинформировать учителей о возможности установки программы по измерению шума в мобильные устройства.
3. Провести акцию «Неделя без шума», в рамках которой будут занесены в специальный подготовленный график «Уровень шума» данные шувого загрязнения классов. В рамках данной акции будут выявлены самые бесшумные и их антиподы классы.
4. В рамках недели без шума провести квест для обучающихся средней и начальной параллели по проблеме шумового загрязнения.
Список литературы
1. Голямина. И. П. Звук // Физическая энциклопедия : [в 5 т.] / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия (тт. 1—2); Большая Российская энциклопедия (тт. 3—5), 1988—1999. — ISBN 5-85270-034-7.
2. Радзишевский А. Ю. Основы аналогового и цифрового звука. — М.: Вильямс, 2006. — С. 288. — ISBN 5-8459-1002-1
3. Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
4. Суворов Г. А., Денисов Э. И., Шкаринов Л. Н. Гигиеническое нормирование производственных шумов и вибраций. - М.: Медицина, 1984. - 240 с.
5. Суворов Г. А., Прокопенко Л. В., Якимова Л. Д. Шум и здоровье (эколого-гигиенические проблемы). - М: Союз, 1996. - 150 с.
ГБОУ №491 «Марьино» Город Москва