Вчера в СПбГУ прошла встреча, которая вызвала резонанс в СМИ не только городского, но и федерального уровня. На, казалось бы, рядовую беседу декана исторического факультета со Студсоветом пришли человек двести студентов, выпускников, сотрудников городских музеев. Также много было преподавателей.
Самое примечательное — представители Студсовета явились в футболках собственного изобретения, выполненные в стиле недавнего события:«я/мы истфак СПбГУ», как бы намекая, что готовы бороться до конца, как настоящие революционеры.
Почему студенты готовы выйти на баррикады?
Этим летом из вуза уходит больше десятка преподавателей, которые вели занятия по самым разным предметам: история Древнего Рима, античность, источниковедение, латинский язык, археология. Больше всего пострадала кафедра этнографии, откуда увольняется почти половина состава. Студенты-историки теряют возможность изучать отдельные дисциплины, например, такие, как латинский язык и история Древнего Рима, потому что эти курсы ведут преподаватели, которые уходят. И замены им пока никто не предложил. А на педагогов-этнографов ложится нагрузка вдвое больше, чем в предыдущие годы. Что касается археологов, то под угрозой закрытия практика на Кольском полуострове, на которую многие уже записались.
Не так всё страшно, как кажется, — успокоил студентов на встрече декан истфака. Лучше разобраться: на самом деле часть преподавателей увольняется по собственному желанию, ещё часть не прошла переаттестацию. Кроме того, руководство вуза стремится сокращать не очень многочисленные курсы: если на предмет ходит меньше десяти человек, то курс нерентабелен.
Такое сокращение происходит во всём вузе, преимущественно на социально-гуманитарных направлениях, таких как философия, филология, политология.
И что дальше?
Итог встречи неопределённый: преподаватели, увольняющиеся по собственному желанию или получившие «жетон» о профнепригодности, всё же надеются на лучшее. А студенты и Студсовет в частности всеми силами пытаюсь повлиять на ситуацию.
«Я горжусь тем, что учусь в одном из лучших университетов в России. И меня пугает перспектива, что учёба здесь скатится до уровня вуза из глубинки, — говорит студент истфака, пожелавший остаться анонимным. — Да, у нас есть предметы, на которые ходит по десять человек, но не всегда удаётся попасть на все занятия, поэтому кому-то приходится отказываться ради чего-то другого. Лично мне хочется изучать этнографию, античность, медиевистику, историю древнего Рима, я хочу знать больше и ходить на интересные курсы, тем более, что все преподаватели, которые уходят, настоящие профессионалы. Мне очень жаль с ними расставаться. Я не представляю, что будет в новом учебном году».
Scientia est potentia
(поймёт тот, кто хоть немного изучал латынь)
На фоне этой истории по-другому воспринимаются анонсы о свежеоткрытом математическом факультете в СПбГУ. Каждый год нас уверяют в том, что нужны не гуманитарии, а «технари», что страна устала от историков, экономистов и журналистов. России необходимы инженеры, программисты и робототехники, это модно и правильно.
Между тем, каждый год на гуманитарные факультеты приходят дети с огромными баллами, дети, которые хотят учиться — олимпиадники, стобалльники и просто умные талантливые выпускники. И хоть в Атласе Сколково немного гуманитарных профессий, мы уверены: любой стране нужны историки, которые умеют осмыслять прошлое и прогнозировать будущее.
И это тоже доказано историей.
Фото из сообщества vk.com/lyandpy