Единый государственный экзамен. Три слова. Что за ними? С одной стороны, независимая оценка знаний, исключение коррупции, уравнивание шансов учеников крупных городов и периферии при поступлении. С другой, подмена ценностей школы. Основная задача учеников теперь — хорошо сдать ЕГЭ. Поэтому старшеклассников натаскивают на определённый результат, не обращая внимание на реальное качество и глубину их знаний.
Конечно, с каждым годом вся эта система обновляется
и совершенствуется. Однако экзамены продолжают волновать общественность. Каким видят ЕГЭ школьники, выпускники, родители? Что думают о баллах и оценках? "Пять углов" собрали комментарии неравнодушных.
Телефоны, проверки, камеры, снятые двери в туалетах — зачем так пугать нас?
«В следующем году я буду сдавать русский язык, профильную математику, физику и информатику. Поступление для меня — это открытый вопрос. Считаю, заниматься нужно тем, что тебе нравится. Я много лет ходил на плавание, а ещё люблю компьютерные игры. Хотелось бы, чтобы хобби было частью будущей профессии, но я ещё думаю.
ЕГЭ — это проверка знаний, от этого никуда не деться. Во многом экзамены упрощают процесс поступления, и сейчас у нас есть возможность подавать документы в разные вузы. Но, по-моему, люди перегибают палку с контролем ЕГЭ. Телефоны, проверки, камеры, снятые двери в туалетах — зачем так пугать нас? Это же просто экзамен, подведение итогов школьной жизни. Посмотришь на одинадцатиклассников, и жутко становится: с экзаменов идут перепуганные, потом со страхом ждут результатов...
Я к этому проще отношусь, спокойнее. Может, потому что у меня ещё год впереди. Учителя при нас эту тему не обсуждают. Говорят только, что нужно готовиться лучше. Советуют браться за голову в десятом классе и тщательно думать, что сдавать.
Если говорить о репетиторстве — хорошо, что есть люди, которые могут «поднатаскать». Кому-то это может здорово помочь. Мне хватает того материала, который дают в школе, но многие мои одноклассники посещают дополнительные занятия, так как хотят высокие баллы и стремятся поступить в Москву или Питер».
— Даниил П., будущий выпускник школы 2020 года
С седьмого только и слышали: «ЕГЭ, ЕГЭ...»
«Я сдавала в прошлом году базовую математику, литературу, русский язык. Сначала планировала поступать на журналиста, но буквально в последний момент передумала и поступила в Карельский колледж культуры и искусств. И не жалею об этом.
Для меня подготовка к экзаменам в школе была нервотрёпкой. Класса с седьмого мы только и слышали: «ЕГЭ, ЕГЭ...». На уроках после новой темы нам говорили: «Это обязательно запомните — будет у вас на экзаменах. И это не пропустите — тоже понадобится». Некоторые преподаватели говорили: «Как вы собираетесь сдавать ЕГЭ, если столько ошибок в пробниках допускаете?!». Такое впечатление, что все только и думают, как бы хорошо написать экзамены, а какие знания останутся потом — никого не волнует.
Для школьников это стресс. После недобора баллов некоторые ребята впадают в такую депрессию, что уже не думают ни о выпускном, ни о поступлении. И целый год из жизни у них выпадает. Но школой ведь жизнь не ограничивается — вокруг столько всего».
— Кристина У., выпускница 2018 года
Школьников не учат рассуждать, их учат ставить галочку в нужном квадратике
«В первый раз я стал общественным наблюдателем в 2017 году, потому что уже на следующий год моему сыну предстояло сдавать ОГЭ. Вот мне и захотелось посмотреть, что собой представляет система сдачи. В 2019 году пошёл на сдачу ЕГЭ.
Для того чтобы стать общественным наблюдателем, нужно пройти обучение и сдать тест. Главная задача — следить за соблюдением порядка проведения экзамена. Я пришёл где-то за час до того, как стали запускать ребят. Я свободно перемещался по ППЭ, смотрел состояние и готовность аудиторий, видел, как ученики заходят и показывают документы. Присутствовал также на начале экзамена. По окончании своего наблюдения заполнил протокол.
ЕГЭ — это шанс для детей с провинции поступить в хороший вуз. Однако, начиная с пятого класса, ребят готовят к сдаче экзамена — в этом минус. Школьников не учат рассуждать, их учат ставить галочку в нужном квадратике. Мы с женой часто решаем тесты из брошюр для подготовки, и бывает, что на один вопрос может быть два ответа. При разговоре можно объяснить, почему ты так ответил, доказать свою правоту. Но вот письменно — нет. Даже сочинения-рассуждения ребята пишут по кальке. Куда это годится?».
— общественный наблюдатель (анонимно)