Эра несокрушимых женщин
«Солт», «Люси», «Красный воробей», «Взрывная блондинка» — кинематографу, очевидно, не хватает Джона Уика в юбке. «Анна» органично дополнила этот ряд.
В эпоху расцвета феминизма с мачете в руках на кино-арену выходят ослепительные безжалостные женщины. В центре сюжета – русская девушка Анна из Москвы. Она переживает сложный жизненный этап. Перед ней встает непростой выбор: скрываться от полиции, с трудом сводя концы с концами, или согласиться на службу в КГБ. Девушка выбирает второе. Анна наивно предполагает, что выполнив все задания спецслужбы, она получит заслуженную свободу. Однако этого не происходит. Весь фильм Анна воюет на два фронта: первый — бесконечные задания КГБ, второй – борьба за выход из системы. По канонам кассового боевика, здесь не обошлось без эпохи Холодной войны, эстетики боевой хореографии и противостояния КГБ и ЦРУ. И, видимо, по тем же канонам кассового боевика не стоит требовать от кровавого триллера глубокого смысла. «Анна» один из тех фильмов, где ты больше смотришь на красивую картинку, чем стараешься проанализировать увиденное.
Игры в матрешку
В одной из финальных сцена Анна рассказывает, как в
детстве любила играть с матрешкой. Ей нравилось открывать деревянные куклы,
наблюдать, как меняется их размер, одежда и лица. Режиссер неслучайно вводит эту
метафору: по принципу матрешки строится весь фильм. Отличительная черта «Анны» — нелинейность повествования. Мы все время перескакиваем между настоящим и
прошлым, а на экране часто мелькают надписи: «Два/три года/месяца назад».
Несмотря на то, что такие перемещения во времени даются зрителю нелегко,
наблюдать за ними интересно. Ведь каждый временной скачок позволяет по-новому
взглянуть на ситуацию и героев. Таким образом, только в финале картины мы видим реальное
положение вещей, что, по замыслу режиссера, и является самой маленькой
матрешкой.
О том, что портит впечатление
СССР. 1989 год. Квартира в хрущевке. На кухонном столе стоит современный ноутбук. Героиня устраивается на работу во флоте через Интернет (!?). Может быть, зарубежному зрителю это и не покажется странным, но нам, чьи родители жили в том самом СССР, это будет царапать глаза. Отреставрированные храмы, Петербург вместо Ленинграда, домофоны в подъездах, банкоматы с пластиковыми картами на каждом шагу — 90-е в Советской России глазами Люка Бессона. Первые полчаса такие вещи сильно бросаются в глазах. Однако к середине фильма об этом забываешь. Качественная операторская работа, красивый актерский состав и захватывающие события не дают сосредоточиться на историческом контексте.
Мода на инопланетную красоту
Исполнительница главной роли — известная русская модель, Саша Лусс. Она не первый раз появляется в фильмах Бессона. В 2017 году Лусс сыграла эпизодическую роль принцессы Лихо-Мины в картине «Валериан и город тысячи планет». И если в сюжете и повествовании «Анны» есть ощутимые провалы, то к актерскому составу претензий нет. Модель Саша Лусс достойно проявила себя в качестве актрисы, а на площадке её игру поддерживали такие мастодонты как Киллиан Мерфи, Люк Эванс и Хелен Миррен.
Стоит ли идти?
Если вы любите шпионские боевики и длинноногих блондинок – вне всяких сомнений. В фильме нашлось место двойным и даже тройным агентам, захватывающим приключениям, погоням и перестрелкам. Динамичные и неправдоподобные сражения – лучшая часть фильма. И за это мы готовы многое простить Бессону. Помимо жестокости, хладнокровия и военного мастерства режиссеру удалось увидеть в Анне нечто большее, чем безжалостного бойца. Анна умеет любить. Она стремиться к жизни в домике на берегу моря и, по сути, мечтает о обыкновенном счастье.
иллюстрация: www.kinopoisk.ru