Cодержание
Познавать мир удивительно, но почему в наших государственных школах это всегда так мучительно скучно? И бывает ли иначе? Бывает! Одну из самых известных необычных методик обучения придумала Мария
Монтессори в начале ХХ века. Это первая женщина в Италии,
которая смогла обучаться наравне с мужчинами. Она не только получила
образование врача-педагога, но и выявила свою собственную методику
обучения детей, которая прославилась на весь мир.
Изначально Мария Монтессори хотела помочь больным детям. Она начинала работать именно с ними, но результаты превзошли все ожидания: дети смогли добиться желаемого результата гораздо быстрее, чем здоровые ребята из обычных школ. Такой успех заставил задуматься: что будет, если тем же способом обучать всех остальных детей?
В чём заключается методика Монтессори
Если говорить кратко, то описать суть можно пятью словами: «Помоги мне сделать это самому». В школах Монтессори ребёнок получает все знания через работу с практическими материалами. Например, таблица умножения не просто зазубривается, дети понимают её суть, выявляют геометрические теории.
Матвей Минчуков делится своими воспоминаниями о школе Монтессори в Минске: «Мы не просто получали знания через сухие факты, мы до всего доходили самостоятельно, познавали вещи изнутри. К примеру, когда у нас были языковые уроки, где мы изучали английский, нас полностью погружали в эту среду. Мы говорили и писали только на английском языке. Это было что-то вроде дневного обмена в другую страну, как если бы мы учились в английской школе».
Как проходит обучение в школе
Обычно оценки не ставятся до двенадцати лет, позднее появляются только годовые или промежуточные аттестации. Помимо оценок, в школах нет и привычных классов, но есть ступени: с первого по третий год, с четвёртого по шестой, с седьмого по девятый и с десятого по одиннадцатый. Смысл такого деления заключается в том, что старшие помогают младшим, а младшие у них учатся.
Много времени уделяется личным делам ребёнка — почти столько же, сколько изучению предметов. При условии, что свободное время ученик использует с пользой. Есть система, по которой дети обучаются пять недель всем предметам, а потом целую неделю они погружаются во что-то одно. Если это история, то они много говорят о ней, ездят по музеям. Потом снова пять недель привычного расписания и снова неделя особенного предмета.
«Ребята берут дневнички и планируют работу на этот день. Постепенно каждый находит себе дело. Один выбрал стол в уголке и по карточкам делает примеры, несколько ребят расположились в центре ковра и работают с картой, кто-то идёт в лабораторию и нагревает воду, изучая три состояния вещества. В это время учителю важно подойти к каждому, показать материал, вдохновить, напомнить о текущих задачах. Звон колокольчика говорит о том, что пришло время наводить порядок, записывать свою работу в дневник и собираться в рефлексивный круг. Здесь каждый может сказать, что важного он сделал и узнал за свободную работу, получалось ли сосредоточиться на задаче, поддержать тишину, помочь другому».
— Мария Степаненко, монтессори-педагог I ступени ЧОУ «Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой»
Учителей в такие школы тоже выбирают непростых
По мнению Марии Монтессори, учитель должен знать, когда нужно вмешаться в процесс, а когда лучше дать возможность ребёнку научиться самостоятельно. Он должен наблюдать за подопечным, отмечать, что ему наиболее интересно, к чему он склонен. И на основе этих наблюдений продолжать дальнейшее обучение ребёнка, корректируя его предметное окружение.