Economist Intelligence Unit вместе с Microsoft Education провели опрос в рамках глобального исследования о цифровизации школы. В проекте приняли участие более тысячи молодых учителей и преподавателей-практикантов со всего мира.
Педагоги выявили главные риски, связанные с использованием технологий в обучении. Во-первых, это потеря традиционных навыков и знаний. Например, умения писать от руки. Так, во многих школах Америки и Финляндии больше не учат этому навыку. Специалисты до сих пор спорят о том, хорошая это идея или нет. С одной стороны, люди во взрослой жизни практически не пишут от руки, а значит зачем этому учить? С другой, обучение письму помогает развить мелкую моторику ребёнка и улучшить работу мозга, написание текста сильнее влияет на мыслительную деятельность, чем печатание.
Второй риск — слишком глубокое погружение в виртуальный мир: ученики много времени проводят в соцсетях и чатах и все меньше внимания уделяют живому общению. И третий риск, самый очевидный, - гаджеты отвлекают детей от уроков и занятий.
Но цифровизация для школы это, конечно, не только риски, но и обучающий инструмент. Главное, научиться правильно его использовать.
На первом месте большая возможность заинтересовать ребенка и вовлечь его в обучение, через использование интерактивных игр, обучающих роботов, виртуальной и дополненной реальности.
На второй позиции появление платформ, на которых можно учиться самостоятельно: курсы, видеоуроки, онлайн-лекции. Они полезны не только школьникам, но и студентам, и уже работающим специалистам.
Третий плюс - цифровые технологии незаменимы для системы подготовки кадров. IT-квалификации нужны практически каждому на рабочем месте, в большей или меньшей степени.
Уже к 2030 году использование новых технологий в школах должно увеличиться на 60%. И вместе с тем почти половина молодых учителей говорит о том, что это далеко не главное. Важнее получать фундаментальные знания и социальные навыки, развивать общую и цифровую грамотность школьников, а еще коммуникативность, креативность, умение работать в команде, критическое мышление. Ну и, конечно, эмоциональный интеллект.
К сожалению, на данный момент учителя считают, что им не хватает необходимых технологических средств и думают, что школе нужна более продвинутая система техподдержки. Без этого сложнее добиваться результатов, соответствующих требованиям времени.