По данным мониторинга РАНХиГС за 2018 год, почти 65% родителей сообщают о том, что их дети занимаются с репетиторами. Причем отличников среди таких ребят больше (71,6%), а троечников — существенно меньше (47,7%). Опрос 2017 года показал, что более 59% семей нанимали сторонних преподавателей для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
Родители могут искать частного преподавателя (с помощью сарафанного радио или через агрегаторы) или обратиться в онлайн-школу. Рассмотрим, чем отличаются эти способы.
Поиск по знакомству
Для родителейСемьи часто начинают поиск репетитора, кинув клич в социальных сетях или в родительских чатах. Иногда они просто в курсе, что кто-то из знакомых нанимал репетитора для ребенка, и просят контакты. Однако искать преподавателя по рекомендации — самый негибкий способ. Во-первых, выбор будет небольшим: велика вероятность, что репетитор от знакомых сейчас полностью загружен и не берет новых учеников, не специализируется по конкретному запросу или просто-напросто не сойдется характерами с другим ребенком. А еще он может территориально находиться совсем в другом районе. Но если подходящий по всем параметрам преподаватель все же отыщется — ему с большой долей вероятности можно будет доверять.
Если знакомые рекомендуют частника, то договариваться о стоимости занятий, формате оплаты и других организационных моментах нужно будет устно. Нужно заранее обсуждать, как оплачиваются занятия в случае отмены по инициативе той или иной стороны, будет ли кто-то замещать учителя в его отсутствие и т.д.
Репетитор-частник может свободно регулировать свой график и почасовую ставку. Однако «теневой» способ поиска учеников не гарантирует желаемой загрузки, и это, пожалуй, главный минус. Многим приходится совмещать работу в обычной средней школе с репетиторством.
«Я работаю в школе 33 года, — рассказывает репетитор Елена Цурикова. — Большая нагрузка, горы тетрадей, а ещё больше планов и отчётов… Откуда взяться творчеству и вдохновению, чтобы каждый урок сделать интересным и необычным? Второй минус такой работы — это отсутствие свободного времени, которое можно посвятить своим детям, мужу, себе».
Что в итоге: небольшой выбор для родителей, для поиска нужно задействовать разные источники. Вопросы оплаты, отмены и переноса занятий решаются по устной договоренности. Преподавателям-частникам часто приходится совмещать репетиторство с работой в школе или другой занятостью. Найти учеников на полную занятость могут лишь те, кто активно развивает свой личный бренд в интернете: ведет аккаунт или канал с полезной информацией и занимается его раскруткой.
Сайты-агрегаторы
Для родителейАгрегаторы (сервисы по поиску репетиторов) предлагают самый большой выбор преподавателей и удобную систему поиска. С их помощью можно в пару кликов отфильтровать репетиторов по важным для родителей параметрам: что преподает, к каким экзаменам готовит, в каком городе и районе доступен, готов ли заниматься с ребенком онлайн, какая у него ставка за час и т.д. Судить о надежности и профессионализме преподавателя можно по тому, насколько подробно и убедительно заполнен профиль, какие отзывы оставляли предыдущие ученики. Однако у каждого репетитора свой набор инструментов, методик и программ, эффективность которых ученик и его родители смогут проверить только на собственном опыте.
Некоторые агрегаторы позволяют проводить оплату через их сервис. Такая бизнес-модель строится на том, что платформа забирает себе оплату за первый проведенный урок, а затем устанавливает небольшую комиссию за все последующие. Но где-то придется договариваться напрямую с преподавателем (как правило, это будет просто перевод на карту за проведенный урок).
Иногда агрегаторы предлагают функцию пробного урока, который длится недолго и стоит дешевле. Таким образом у учеников и их родителей есть возможность попробовать понравившегося преподавателя в деле и отказаться от продолжения занятий с ним, если результат не устроит.
Зарегистрироваться на агрегаторе может любой репетитор — отбора как такового там нет. Крупные сервисы подбора автоматически ранжируют преподавателей по заданным критериям. Алгоритмы используют машинное обучение, чтобы сортировать и рекомендовать преподавателей на основе их профилей, отзывов, обратной связи от учеников. Некоторые агрегаторы проводят и ручную проверку профилей — прошедшие такую верификацию репетиторы получают специальные значки и статусы. «Качественных» преподавателей система показывает вверху списка или выделяет из общей массы графически, поэтому репетиторы заинтересованы в том, чтобы ученики оставляли о них положительную обратную связь. В конце концов, от этого зависит заполнение их расписания.
Если репетитор ищет учеников с помощью агрегатора, тот берет с преподавателя комиссию — но ничто не мешает преподавателю включить ее в стоимость урока.
Что в итоге: родители могут удобно и быстро найти репетитора под свой запрос и бюджет, назначать уроки и проводить оплату. Гарантий качества сервисы не дают, нужно принимать решение на основе чужих отзывов. Если репетитор заболеет, уедет или по каким-то причинам откажется от занятий, придется самостоятельно искать замену. Для преподавателей это хороший способ искать учеников и регулировать свой график, однако заполнение расписания во многом зависит от искусственного интеллекта, и гарантированного дохода репетитору агрегатор не предложить не может.
Онлайн-школы
Для родителейОнлайн-школы — вариант для родителей, которым нужен максимальный уровень профессионализма. Здесь все преподаватели проходят строгий отбор, а поиском репетитора под каждую задачу занимается менеджер. Ребенок будет учиться по скайпу или на специальной платформе, если у выбранной школы она есть.
С онлайн-школой заключается договор, который защитит заказчика в случае, если возникнут вопросы к репетитору или покажется, что ребенок не идет к нужному результату. Школа будет нести ответственность за соблюдение графика занятий, подыщет замену в случае отпуска или болезни преподавателя, а также заменит его, если он по каким-то причинам не подойдет. Еще один важный момент — у авторитетных онлайн-школ есть лицензия на ведение образовательной деятельности, чего не скажешь о частных репетиторах, которых можно найти по знакомству или с помощью агрегатора. Этот документ гарантирует, что компания соблюдает требования законодательства об образовании и государственные стандарты. Чтобы получить лицензию, онлайн-школа предоставляет экспертной комиссии на оценку свои программы, педагогический состав также проходит проверку. Если по итогу лицензию выдают, это означает, что данная онлайн-школа может осуществлять полноценный образовательный процесс.
Пожалуй, главный минус обучения в онлайн-школе — стоимость, которая может быть выше, чем у рядовых преподавателей-частников. Но она плюс-минус сравнима со стоимостью часа опытных и профессиональных частных репетиторов, которые устанавливают цену выше среднего по рынку.
Онлайн-школы заботятся о своей репутации, поэтому проводят только ручной и гораздо более скрупулезный отбор. Они не просто предоставляют площадку, а берут преподавателя на работу как полноценного сотрудника. Поэтому, чтобы попасть в штат, нужно пройти собеседование, наглядно продемонстрировать свои знания и навыки, а в случае положительного решения все равно участвовать в обучающих тренингах и повышать квалификацию.
«Преподаватель заполняет заявку, в ответ мы высылаем контрольную работу на знание предмета. В случае успешного выполнения задания мы проводим собеседование, в рамках которого кандидат должен провести демо-урок с учеником. Это обязательная часть отбора — показать знание предмета и умение работать в онлайне. После демо мы уже понимаем, хотим ли работать с педагогом. Те, кто не готов потратить время на подготовку такого занятия, сразу «отваливается», а мотивированные преподаватели остаются.
Кроме того, у нас есть стандарты: репетитор знает ученика и может найти подход к каждому, внимательно планирует занятия, всегда на связи с родителем», — говорит старший операционный менеджер онлайн-школы «Фоксфорд» Варвара Немова.
Помимо знания предмета и умения вести урок онлайн, школа учитывает и то, с каким типов учеников хочет (и может) работать каждый конкретный преподаватель. Например, кто-то работает только с учениками «с нуля», кто-то готовит выпускников на 100 баллов по ЕГЭ и т.д.
Многоступенчатая процедура отбора в случае положительного решения школы открывает преподавателю доступ к методическим материалам и инструментам для онлайн-обучения. У репетиторов обычно есть куратор, который помогает разобраться, комментирует уроки и дает советы. Кстати, многие репетиторы комбинируют форматы работы, например, окошки в обычном школьном расписании отдают онлайн-школе.
Что в итоге: для родителей обращение в онлайн-школу решает многие вопросы, как организационного, так и методического характера. Преподавателям сложнее попасть в штат школы, чем, например, зарегистрироваться на сайте-агрегаторе, но взамен они получают доступ к качественным современным материалам и инструментам, а также становятся частью активного профессионального сообщества.
О чем говорит рынок
Согласно исследованию Edumarket.digital, общий объем рынка дополнительного школьного образования к 2021 году составит 149,2 млрд рублей. 6,9 млн школьников будут получать дополнительное образование, в то время как в 2016 году их было 6 млн. 79,1% рынка будет приходиться на долю репетиторов, остальное — на долю школьных учителей и курсов. Средний чек, на который можно рассчитывать, — 2,2 тыс. рублей в месяц.
Доля дополнительного школьного онлайн-образования увеличится с 2,7% до 6,8% и составит 10 млрд рублей.
Партнерский материал