Артем родился в Москве, но окончил английскую школу The Oratory School. В прошлом году поступил в Kings College London на направление физики и планирует перейти на физику с уклоном в астрофизику.
«Как-то с 2010 по 2015 у русских началась фишка ссылать своих детей в Англию. Ну, и мой папа тоже меня отправил в 13 лет учиться. А потом оттуда уходить было бессмысленно, проучился до конца и поступил».
- Ты так рано покинул семью. Как ты с этим справлялся? Что испытывал первое время в школе?
- Все справляются по-разному. Кто-то просто сразу вливался. Для кого-то это было ощущением, будто ты в летний лагерь надолго поехал, который за границей. До школы я был в таком, скорее всего родители просто хотели приспособить к этой среде. Лично у меня в английской школе была почти полная десенсибилизация (постепенное уменьшение чувствительности человека к событиям и людям), мне было почти все равно, а со временем я смирился с переездом полностью. Английские школы, в которые можно поступить, особо приватные, в общественную школу ребенок из другой страны пойти не может. Это настоящий ад на земле: наркотиков, алкоголя очень много, поэтому некоторые ребята так «справляются» с тоской по дому.
- В Англии, я считаю, программа обучения шире, но менее углубленная. Еще огромная разница между русскими и английскими школами в том, что здесь домашних заданий намного меньше, но занятия идут дольше. Я помню, как я учился в седьмом классе в России: приходил со школы только в 3 часа дня, потом садился за уроки и освобождался только в 6-7 вечера. В Англии такого не было: я был очень удивлен, потому что домашнего задания было очень мало. Это хорошо. Нет, я не против домашнего задания, но когда тебя забивают бесполезными заданиями, для которых тебе не нужно использовать мозг, ты просто садишься и долго-долго механически пишешь эти строчки. Тебя заставляет зубрить, а не думать. Потом из тебя вырастает какой-то робот.
Школа в Англии дает гораздо более широкий кругозор. Тебя не особо загружают домашней работой. Мне в день приходилось тратить на домашнее задание час-полтора, это конечно 6 дней в неделю, но это не так плохо. Да, конечно, когда перешел в старшие классы, там приходилось делать домашнее задание гораздо дольше, но опять не так много, как в России.
- У нас был «ученический ад». Во всех в школах поведение, в принципе, весьма ужасно, если конечно это не очень высокие академические школы, в которых за плохое поведение могут сразу отчислить.
Поскольку The Oratory School – религиозная школа, в нее поступало не очень большое количество ребят. Из-за этого у учреждения были проблемы с финансами.
Был случай, когда одного из учеников застукали с курением марихуаны. Ему даже никакого выговора не сделали. Его просто наказали, а самое тяжкое наказание в нашей школе – это когда ты сидишь с директором, и он тебя отчитывает.
- Экзамены в школе проводились по триместрам. Первый – это три месяца осени, потом зимой и весной. И так было циклично в каждый год. Потом идут «настоящие» экзамены при переходе в низший шестой и на последний год обучения. В плане сложности они средние.
Сами экзамены были сделаны очень плохо, я догадываюсь почему. Скорее всего это из-за того, чтобы не продлевать период экзаменации, потому что тогда нужно было бы больше платить учителям. Экзаменов было очень много (10 в неделю), из-за стресса многие ученики, в том числе и я, сдавали их плохо, хотя во время обучения получали хорошие оценки. Мне было очень трудно.
Сложность сдачи ГИА небольшая, но чтобы сдать, нужно выучить огромное количество информации.
- Ну, я пробовал поступать в разные. Было предложение получить высшее образование в Imperial College London, по престижности он 7 где-то в мире. Но я решил туда не идти, так как это из огня да в полымя - в старой школе и так слишком гоняли, отдыха почти не было.
Империал для людей, которые просто хотят учиться, а мне важно было еще друзей найти, с которыми можно хорошенько дискутировать о физике в пабе.
То же самое, кстати, в Cambridge, туда я тоже подавал. Оксфорд возглавляет в стране рейтинг по количеству самоубийств, так что туда я даже не шел. А King’s был как-то посередине. И ребята с первого взгляда были нормальные, и образовательная программа была довольно сильная.
Сейчас Оксфорд не первый по суицидам, по-моему, третий. Империал тоже очень близко, и Кембридж. Проблема в том, что студенты там просто не вывозят эту гонку.
Вообще, в каждом из университетов можно взять пробное обучение на какое-то время, чтобы посмотреть, как там все происходит. Я лично был на интервью в Империале, и провел там пару дней. Этого мне хватило, чтобы понять, как у них все там происходит. Там тоже нагрузка нешуточная, житье-бытье веселым не будет.
- Вступительные в Англии, насколько я знаю, есть только в трех местах: Кембридж, Империал и Оксфорд. В Кингсе их не было. Я сдавал в Кембридже. Но из-за того, что каких-то бумаг у меня не было, я не смог туда дальше пройти. Но в Кембридже и Оксфорде отдельные университетские подачи от всех, ты должен сдать вступительный экзамен до того, как ты к ним даже близко подойдешь к интервью. У меня было интервью в Империале, и там тоже были небольшие тесты.
- Проблемы у всех были, у многих моих друзей тоже. Мне кажется, это неизбежно. Хочешь-не хочешь, а учиться надо. С английским все было нормально, у большинства были разные проблемы с интеграцией в общество. Но чаще всего все иностранные студенты просто общались в своей коммуне.
Я часто видел четкое разделение на англичан и всех остальных. У многих британцев есть свои заскоки, например, высокомерие. Если тебе нужно контактировать в деловой сфере - адаптируйся. А так даже сейчас в университете мы общаемся группами. . Конечно, есть международные контакты, есть нормальные ребята, но их достаточно мало. Бороться с этим бессмысленно. К тому же, можно нарваться на конфликт, у меня такое было.
- Я поддавался на провокации, дрался. Главное было просто найти свою компанию: как ни крути, социальный статус - это очень важная вещь. Если ты один - тебя легче травить.
Еще, как правило, у русских есть правило: секреты англичанам доверять не стоит, только тем немногим, кто точно отошел от этой социальной иерархии. Китайцы у нас на курсе, кстати, вели себя так же. Тонкая социальная иерархия и устоявшиеся статусы. При этом расизма как такового нет, за его проявление можно сесть на пару суток.
Я смог обрести друзей, но англичан среди них немного. Моя компания в университете сейчас - это 2 русских, поляк и китаянка.
- Стипендия у меня была в школе. В университете можно на нее подать, но это гораздо сложнее для иностранных студентов. И у нас просто нет доступа к некоторым стипендиям вообще. В Кингсе для того, чтобы получить стипендию, нужно либо быть очень умным, либо быть из Европы. Третьего не дано.
Насколько я знаю, для тех, кто из Евросоюза, на обучение предоставляются очень хорошие скидки. Если ты из малоимущей семьи и набрал великолепные баллы, то скидка увеличивается, но у тебя в любом случае все время будет платное обучение. При этом необходимо удерживать планку с хорошими оценками, и тогда, возможно, когда-нибудь сумма оплаты обучения придет к нулю. Но это условие действует только для англичан и для студентов из Евросоюза.
Я плачу около 23000 фунтов за год. Некоторые люди, например, моя подруга из Швеции, могут взять субсидированный кредит на обучение, у которого очень маленький процент. Но в таком случае имеются условия, например, ты должен будешь проработать несколько лет в том месте, где тебе выдали кредит.
- Клубов - туча. Но я не гуманитарий, так что как у меня, так и у моих друзей, не остается практически никакой энергии что-либо делать после занятий. У нас еще и забастовка учителей была в феврале, там весь материал самому надо было проходить. Когда мы свободны, то чаще всего идем поесть все вместе, прогуляться тоже можем. По пятницам что-то вроде пула. Я состою в команде Кингса по одной видеоигре как запасной, но у меня своя команда есть, так что я практически ничего там не делаю. Еще между лекциями могу забежать в университетской бар. А в России пока не слышал о таком. У нас два бара, и все они со скидками для студентов.
- У нас все позакрывали. Как только в Лондоне стало больше определенного количества зараженных, сразу же сказали, что университет закрыт как минимум до старта следующего года. И все экзамены пройдут онлайн.
- Поскольку я учусь на первом курсе, это мои первые заключительные экзамены.
До вируса экзамены проходили в определенных зданиях университета в центре Лондона, куда все приходили в назначенный день, садились и писали экзамен. Студенты появлялись там за 45 минут до начала, длится экзамен 2,5-3 часа.
Лекции были с 9 утра до 6 вечера. Длились они по два часа, обычно сколько предметов, столько и теоретических лекций. В разные дни по-разному, вечером обычно секции. Я лично, как и множество других, понятия не имею, что было на лекциях в 9 утра. То есть присутствовать ты можешь, но весь материал и даже запись лекции будут онлайн. Только в пятницу на лабораторных появляйся, а так гуляй.