Зависимость от социальных сетей признана настоящим заболеванием. По данным исследования Министерства здравоохранения и социальных служб США, социальные медиа обуславливают проблемы развития нервной системы у детей и подростков и приводят к СДВГ (синдрому дефицита внимания и гиперактивности). В целом ученые не единодушны в отношении к социальным сетям и считают, что все зависит от личности человека и используемой платформы.
Во время чтения постов или просмотра видео мозг награждает нас дофамином – гормоном удовольствия, поэтому мы хотим заходить в Интернет снова и снова.
На самом деле, нам никто никогда не давал руководства по пользованию Интернетом. Человечество представить не могло, что когда-то у них будет гаджет с доступом к любой информации в мире, а тут на тебе – бери и пользуйся. Ясно, что интерес к сетям неумолимо растет каждый день – на то они и «сети», что затягивают. Мы попробовали понять, как пользоваться соцсетями с умом.
Как зародились соцсети?
В прошлом писатели нередко фантазировали на тему будущего. Ещё в 1837 году Владимир Одоевский, описал способ связи на расстоянии в утопическом романе «4338»: «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии разговаривают друг с другом», а также о «домашних газетах», издающихся «во многих домах, особенно между теми, которые имеют большие знакомства». После был Томас Эдиссон с его «телефоноскопом» - комбинацией телефона и телевидения. Идею успешно протестировали в 1927 году в Телефонной Лаборатории Белла. В 1968 Дуглас Энгельбарт представил прорывной проект интерфейсов скайпа и графических окон, в 1971 Министерство Обороны США разработало компьютерную сеть для обмена данных военными – ARPANET. В 1984 ученые создали сеть NSFNet, объединившую множество университетских сетей.И уже через 10 лет начали появляться социальные сети. В 1995 году Рэнди Конрадс создал Classmates.com – аналог наших «Одноклассников, где могли общаться выпускники различных заведений. Позже появилась компания Facebook Inc, образованная Марком Цукербергом и его однокурсниками из Гарварда. Изначально сайт Facebook был доступен только для студентов их университета, но к 2006 сеть открыли для всех. Похожая история у «ВКонтакте»: в 2006 году Павел Дуров анонсировал «закрытый каталог анкет студентов» и попросил помощи со сбором информации. В том же году был запущен Twitter. Это был SMS-сервис для общения с небольшой группой людей. Вопрос «Что ты сейчас делаешь?» был главным с самого начала. Первый твит появился 21 марта 2006 года, его оставил Джек Дорси: «просто настраиваю мой twttr». В феврале 2005 года Стивом Ченом, Чадом Хёрдли и Джаведом Каримом — тремя бывшими работниками PayPal в Сан-Бруно, Калифорния. Самое первое видео — 18-секундный ролик любительской съёмки Джаведа Карима в зоопарке Сан-Диего — было размещено 23 апреля 2005 года.
А как дела обстоят сейчас?
Инстаграм старается не отставать: его рекламная аудитория на начало 2020 года составила 44 миллиона человек, что равно 36% от всего населения страны. (данные отчета о состоянии цифровой среды Digital 2020). По данным для России 2018 года, в эту социальную сеть ежемесячно заходило около 7,7 миллионов пользователей.
Интересен тот факт, что хотя российская аудитория в Twitter становится все меньше, она более творческая. Чуть менее 1 миллиона пользователей постоянно генерируют контент — за декабрь 2019 было опубликовано около 32 миллионов твитов (по данным Brand Analytics), а самыми активными регионами в Twitter являются Москва, Санкт-Петербург и Якутия.
Несмотря на то, что Facebook самая популярная социальная сеть в мире, охват аудитории в России – 7%, а охват YouTube – 44 млн, 64% всей интернет-аудитории России.
11,2 млн пользователей сидят только во ВКонтакте — они не пользуются Facebook или Instagram, но значительная часть аудитории посещает эти соцсети.
100 дней — столько времени вы проведете онлайн в 2020 году
Отчет «Digital 2019» показывает, что среднестатистический пользователь проводит в интернете 6 часов 43 минуты каждый день. Это на 3 минуты меньше, чем год назад, но по-прежнему составляет более 100 дней на пользователя в год. Если оставить около 8 часов в сутки на сон, это значит, что сейчас более 40% времени бодрствования мы проводим в интернете.
Звучит немного страшно, не правда ли? Мы часто проводим время в Интернете впустую из-за неумения вовремя отложить смартфон и, возможно, из-за того, что не понимаем истинное предназначение соцсетей. Часто их используют, чтобы заполнить пустоту в сознании, отвлечься, отдохнуть или просто в очередной раз потребить новую информацию. Так как же пользоваться соцсетями с умом? Сначала нужно понять, что они из себя представляют в глобальном масштабе, ведь сети – это не просто мессенджеры, а целые сайты с кучей полезных функций.
ВКонтакте
Одна из популярнейших сетей и основной мессенджер молодежи, эта площадка предлагает огромный функционал для пользователей. За 14 лет своего существования соцсеть претерпела значительные изменения, и истории «контакта» можно посвятить целую статью. Огромной популярностью здесь пользуются тематические паблики, сообщества, которые процветают благодаря таргетированной рекламе и пожертвованиям подписчиков. Тут можно и музыку послушать, и подкасты заценить, и «мемы» посмотреть – словом, скучно не будет, поэтому эта сеть и привлекает многих пользователей.
Инстаграм
Изначально задуманный как сеть для обмена квадратными
фотографиями, сейчас Инстаграм превратился в рай для сммщика. Возможность
общаться в «директе», обмениваться срочной информацией или просто моментами из
жизни с помощью «историй» - все эти особенности появились сравнительно недавно,
но уже успели завлечь пользователей. В инстаграме сейчас не просто выкладывают
фотографии, а строят бизнес, делятся творчеством и собирают целые тусовки по
интересам. Для меня это одна из самых уютных соцсетей, поскольку я могу выбрать
интересующих меня людей и создать благоприятную соц-обстановку.
YouTube
Одной из основных особенностей этой сети является подбор роликов исходя из интересов пользователя – так называемые «рекомендации». Они есть во многих сетях, но YouTube в принципе существует за счет этого – посмотрев одно видео, ты натыкаешься на похожее, и так далее. Здесь заинтересовавшие видео можно отложить в папку «посмотреть позже» и потом вернуться к ним.Как пользоваться соцсетями сознательно?
Психиатр Рави Чандра из Сан-Франциско в статье «How to Use Social Media Wisely and Mindfully» (Как пользоваться соцсетями разумно и сознательно) в журнале Greater Good Magazine отметил, что соцсети – не полное зло, поскольку они позволяют нам чувствовать сопричастность с чем-либо, выражать себя, развивают любопытство или желание общаться. Мессенджеры дают нам возможность быть на связи с теми, кто находится далеко, общаться с людьми со схожими интересами и вступать в онлайн-сообщества.
Чтобы контролировать свое присутствие в медиа, можно вообще выйти из всех соцсетей и сделать перерыв – так советует специалист. Исходя из исследований Мортена Тромхолта о пользователях фейсбука, люди, сделавшие недельный перерыв, были более удовлетворены жизнью и испытывали более позитивные эмоции по сравнению с теми, кто был «в сети». Мы можем задуматься о разумном подходе к социальным сетям, о том, как они влияют на наше ментальное здоровье. Мы должны спросить себя, как соцсети заставляют нас себя чувствовать и вести, и решить: либо нам стоит сократить наше пребывание в Интернете, либо нам стоит преобразить свое медиа-пространство. Такими изменениями могут быть скрытие новостей от ненужных источников, получение информации только из проверенных источников.
Недавно появилось понятие «цифровая гигиена», которое подразумевает использование медиа без вреда себе. В лонгриде «Ножа» привели несколько правил такого взгляда на соцсети:
1. Отписаться от всех сообществ и страниц, которые несут спорный или однозначно бесполезный для вас контент: «Соцсети не должны превращаться в телевизор, над программной сеткой которого вы не властны: вы сами можете выбирать своих звезд — так воспользуйтесь этим правом».
2. Научиться управлять алгоритмами соцсетей: очистить свою ленту и добавить туда только нужные источники. Алгоритмы подстроятся под ваши интересы и сами отсеют неподходящую информацию. 3. Разбросать сферы интересов по разным сервисам: в телеграме читать про философию и новые технологии, в фейсбуке общаться с интересными людьми, «ВКонтакте» изучать кино и музыку, на ютубе слушать лекции по гуманитарным наукам, в инстаграме изучать фотографию, а в твиттере — политические новости. Специализировать каждый сервис и не давать им превратиться в бурду из всех своих интересов, иначе получится каша, и в итоге вы будете получать отовсюду одно и то же. 4. Держать алгоритмы в порядке и соблюдать высокий уровень своих запросов, просмотров и лайков, поскольку рекомендации выдаются за счет нашего цифрового отпечатка. 5. Развивать в себе интеллектуальный скептицизм и не принимать ничего на веру, подвергать информацию сомнению и стараться составить обо всём личное мнение. Учиться медиаграмотности - совокупности навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах.
Зная о том,
что социальные сети влияют на наши отношения, мы можем ограничить общение в
Интернете в пользу разговоров в реальной жизни. Вместо того чтобы бездумно
листать ленту нескончаемых новостей, мы могли бы остановиться и задуматься над
серьезными вопросами, такими как: «Зачем я это делаю?» и «Как онлайн-среда
влияет на меня и мои взаимоотношения?»
Каждый из нас должен сделать собственное решение об использовании медиа, помня
о том, что онлайн-общение никогда не заменит реальное, жизненно важное
взаимодействие между людьми, которое важно для построения здоровых отношений и
формирования собственной личности.