На самом деле, изобретение соцсетей – это один из
величайших шагов в развитии человечества, и мы должны научиться потреблять
контент разумно и пользоваться всемирной сетью в своё же благо.
Зависимость от социальных сетей признана настоящим
заболеванием. По данным исследования Министерства здравоохранения и социальных
служб США, социальные медиа обуславливают проблемы развития нервной системы у
детей и подростков и приводят к СДВГ (синдрому дефицита внимания и
гиперактивности). В целом ученые не единодушны в отношении к социальным сетям и
считают, что все зависит от личности человека и используемой платформы.
Во время чтения постов или просмотра видео мозг награждает нас дофамином –
гормоном удовольствия, поэтому мы хотим заходить в Интернет снова и снова.
На самом деле, нам никто никогда не давал руководства
по пользованию Интернетом. Человечество представить не могло, что когда-то у
них будет гаджет с доступом к любой информации в мире, а тут на тебе – бери и
пользуйся. Ясно, что интерес к сетям неумолимо растет каждый день – на то они и
«сети», что затягивают. Мы попробовали понять, как пользоваться соцсетями с
умом.
Как зародились соцсети?
В прошлом писатели нередко фантазировали на тему
будущего. Ещё в 1837 году Владимир Одоевский, описал способ связи на расстоянии
в утопическом романе «4338»: «между знакомыми домами устроены магнетические
телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии разговаривают друг
с другом», а также о «домашних газетах», издающихся «во многих домах, особенно
между теми, которые имеют большие знакомства».
После был Томас Эдиссон с его «телефоноскопом» -
комбинацией телефона и телевидения. Идею успешно протестировали в 1927 году в
Телефонной Лаборатории Белла. В 1968 Дуглас Энгельбарт представил прорывной
проект интерфейсов скайпа и графических окон, в 1971 Министерство Обороны США
разработало компьютерную сеть для обмена данных военными – ARPANET. В 1984
ученые создали сеть NSFNet, объединившую множество университетских сетей.

И уже через 10 лет начали появляться социальные сети.
В 1995 году Рэнди Конрадс создал Classmates.com –
аналог наших «Одноклассников, где могли общаться выпускники различных
заведений. Позже появилась компания Facebook Inc, образованная Марком Цукербергом
и его однокурсниками из Гарварда. Изначально сайт Facebook был доступен только
для студентов их университета, но к 2006 сеть открыли для всех. Похожая история
у «ВКонтакте»: в 2006 году Павел Дуров анонсировал «закрытый каталог анкет
студентов» и попросил помощи со сбором информации. В том же году был запущен
Twitter. Это был SMS-сервис для общения с небольшой группой людей. Вопрос «Что
ты сейчас делаешь?» был главным с самого начала. Первый твит появился 21 марта
2006 года, его оставил Джек Дорси: «просто настраиваю мой twttr». В феврале
2005 года Стивом Ченом, Чадом Хёрдли и Джаведом Каримом — тремя бывшими
работниками PayPal в Сан-Бруно, Калифорния. Самое первое видео — 18-секундный
ролик любительской съёмки Джаведа Карима в зоопарке Сан-Диего — было размещено
23 апреля 2005 года.


А как дела
обстоят сейчас?
Сегодня наш смартфон – продолжение руки, и мы
настолько «вросли» в Интернет, что не представляем без него жизни. Количество
интернет-пользователей в мире выросло до 4,54 миллиарда, что на 7% больше
прошлогоднего значения (+ 298 миллионов новых пользователей в сравнении с
данными на январь 2019 года). По данным статистического сайта Popsters, самый
высокий показатель посещаемости в России у сайта ВКонтакте - хотя бы раз в
месяц туда заходят 71,8% жителей России. А 43,3% жителей посещают соцсеть хотя
бы раз в день.
Инстаграм старается не отставать: его рекламная
аудитория на начало 2020 года составила 44 миллиона человек, что равно 36% от
всего населения страны. (данные отчета о состоянии цифровой среды Digital
2020). По данным для России 2018 года, в эту социальную сеть ежемесячно
заходило около 7,7 миллионов пользователей.
Интересен тот факт, что хотя российская аудитория в
Twitter становится все меньше, она более творческая. Чуть менее 1 миллиона
пользователей постоянно генерируют контент — за декабрь 2019 было опубликовано
около 32 миллионов твитов (по данным Brand Analytics), а самыми активными
регионами в Twitter являются Москва, Санкт-Петербург и Якутия.
Несмотря на то, что Facebook самая популярная социальная сеть в мире, охват
аудитории в России – 7%, а охват YouTube – 44 млн, 64% всей интернет-аудитории
России.
11,2 млн пользователей сидят только во ВКонтакте — они не пользуются Facebook
или Instagram, но значительная часть аудитории посещает эти соцсети.
100 дней — столько времени вы проведете онлайн в 2020
году
Отчет «Digital 2019» показывает, что среднестатистический пользователь проводит в интернете
6 часов 43 минуты каждый день. Это на 3 минуты меньше, чем год назад, но
по-прежнему составляет более 100 дней на пользователя в год. Если оставить
около 8 часов в сутки на сон, это значит, что сейчас более 40% времени
бодрствования мы проводим в интернете.
Звучит немного страшно, не правда ли? Мы часто
проводим время в Интернете впустую из-за неумения вовремя отложить смартфон и,
возможно, из-за того, что не понимаем истинное предназначение соцсетей. Часто
их используют, чтобы заполнить пустоту в сознании, отвлечься, отдохнуть или
просто в очередной раз потребить новую информацию. Так как же пользоваться
соцсетями с умом? Сначала нужно понять, что они из себя представляют в
глобальном масштабе, ведь сети – это не просто мессенджеры, а целые сайты с
кучей полезных функций.
ВКонтакте
Одна из
популярнейших сетей и основной мессенджер молодежи, эта площадка предлагает
огромный функционал для пользователей. За 14 лет своего существования соцсеть
претерпела значительные изменения, и истории «контакта» можно посвятить целую
статью. Огромной популярностью здесь пользуются тематические паблики, сообщества,
которые процветают благодаря таргетированной рекламе и пожертвованиям
подписчиков. Тут можно и музыку послушать, и подкасты заценить, и «мемы»
посмотреть – словом, скучно не будет, поэтому эта сеть и привлекает многих
пользователей.
Инстаграм
Изначально задуманный как сеть для обмена квадратными
фотографиями, сейчас Инстаграм превратился в рай для сммщика. Возможность
общаться в «директе», обмениваться срочной информацией или просто моментами из
жизни с помощью «историй» - все эти особенности появились сравнительно недавно,
но уже успели завлечь пользователей. В инстаграме сейчас не просто выкладывают
фотографии, а строят бизнес, делятся творчеством и собирают целые тусовки по
интересам. Для меня это одна из самых уютных соцсетей, поскольку я могу выбрать
интересующих меня людей и создать благоприятную соц-обстановку.
YouTube
Одной из основных особенностей этой сети является
подбор роликов исходя из интересов пользователя – так называемые
«рекомендации». Они есть во многих сетях, но YouTube в принципе существует за
счет этого – посмотрев одно видео, ты натыкаешься на похожее, и так далее.
Здесь заинтересовавшие видео можно отложить в папку «посмотреть позже» и потом
вернуться к ним.
Twitter
Twitter – это идеальный вариант для тех, кто
предпочитает узнавать новости быстро и кратко. Ретвиты и ответы на твиты
помогают поддерживать горячие споры и распространять информацию. Обсуждения
определенной темы выстраивают целую цепочку, которая может дойти на другой
конец света. Моя подруга, активный пользователь этой сети, говорит, что в
твиттере её привлекает то, что думаю то, что «там появляются первые новости,
все приходит с первых рук» и «общение там намного проще, потому что во-первых,
там можно лучше увидеть мысли человека (в этом и смысл твиттера - писать), а
во-вторых, как месседжер просто класс». Вообще твиттер – это кузница «мемов»
для разных пабликов ВКонтакте. Приколы из этой соцсети прочно вросли в нашу
культуру – скрины с остроумными наблюдениями хранятся у пользователей в
«сохраненках».
Как пользоваться соцсетями сознательно?
Психиатр Рави Чандра из Сан-Франциско в статье «How to
Use Social Media Wisely and Mindfully» (Как пользоваться соцсетями разумно и сознательно) в журнале Greater Good Magazine отметил, что соцсети – не полное
зло, поскольку они позволяют нам чувствовать сопричастность с чем-либо,
выражать себя, развивают любопытство или желание общаться. Мессенджеры дают нам
возможность быть на связи с теми, кто находится далеко, общаться с людьми со
схожими интересами и вступать в онлайн-сообщества.

Чтобы контролировать свое присутствие в медиа, можно
вообще выйти из всех соцсетей и сделать перерыв – так советует специалист.
Исходя из исследований Мортена Тромхолта о пользователях фейсбука, люди,
сделавшие недельный перерыв, были более удовлетворены жизнью и испытывали более
позитивные эмоции по сравнению с теми, кто был «в сети».
Мы можем задуматься о разумном подходе к социальным сетям, о том, как они
влияют на наше ментальное здоровье. Мы должны спросить себя, как соцсети
заставляют нас себя чувствовать и вести, и решить: либо нам стоит сократить
наше пребывание в Интернете, либо нам стоит преобразить свое
медиа-пространство. Такими изменениями могут быть скрытие новостей от ненужных
источников, получение информации только из проверенных источников.
Недавно появилось понятие «цифровая гигиена», которое подразумевает
использование медиа без вреда себе. В лонгриде «Ножа» привели несколько правил
такого взгляда на соцсети:
1. Отписаться от всех сообществ и страниц, которые
несут спорный или однозначно бесполезный для вас контент: «Соцсети не должны
превращаться в телевизор, над программной сеткой которого вы не властны: вы
сами можете выбирать своих звезд — так воспользуйтесь этим правом».
2. Научиться управлять алгоритмами соцсетей: очистить свою ленту и добавить туда только нужные источники. Алгоритмы подстроятся под ваши интересы и сами отсеют неподходящую информацию.
3. Разбросать сферы интересов по разным сервисам: в телеграме читать про философию и новые технологии, в фейсбуке общаться с интересными людьми, «ВКонтакте» изучать кино и музыку, на ютубе слушать лекции по гуманитарным наукам, в инстаграме изучать фотографию, а в твиттере — политические новости. Специализировать каждый сервис и не давать им превратиться в бурду из всех своих интересов, иначе получится каша, и в итоге вы будете получать отовсюду одно и то же.
4. Держать алгоритмы в порядке и соблюдать высокий уровень своих запросов, просмотров и лайков, поскольку рекомендации выдаются за счет нашего цифрового отпечатка.
5. Развивать в себе интеллектуальный скептицизм и не принимать ничего на веру, подвергать информацию сомнению и стараться составить обо всём личное мнение. Учиться медиаграмотности - совокупности навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах.
Зная о том,
что социальные сети влияют на наши отношения, мы можем ограничить общение в
Интернете в пользу разговоров в реальной жизни. Вместо того чтобы бездумно
листать ленту нескончаемых новостей, мы могли бы остановиться и задуматься над
серьезными вопросами, такими как: «Зачем я это делаю?» и «Как онлайн-среда
влияет на меня и мои взаимоотношения?»
Каждый из нас должен сделать собственное решение об использовании медиа, помня
о том, что онлайн-общение никогда не заменит реальное, жизненно важное
взаимодействие между людьми, которое важно для построения здоровых отношений и
формирования собственной личности.
Люди часто устраивают себе «детоксы» от медиапространства. Интернет затягивает, и зачастую мы впустую тратим в нем время.