Иметь диплом сегодня – норма жизни. Идея о необходимости высшего образования так сильно закрепилась в обществе, что современным школьникам и студентам кажется, что светлого будущего без «корочки» им не видать как своих ушей. В теории в вузе должны дать знания, необходимые для дальнейшей работы. Но теория, к сожалению, далека от практики. Об этом недвусмысленно говорит статистика: только четверть выпускников работает по специальности.
Молодые специалисты устраиваются на работу, которая никак не связана с тем, чему их учили. При этом, в среднем, на высшее образование уходит пять лет. Выходит, столько времени студенты тратят впустую? Ведь шутки про работу в «Макдоналдсе» с красным дипломом уже не кажутся такими веселыми.
«Думаю, проблема российского образования не в том, что выпускники работают не по специальностям, а в том, что эти специальности настолько узкие, по ним готовить и работать очень сложно. Я учился в медицинском вузе и сейчас работаю по специальности. Еще будучи школьником, я понимал, что это единственное направление, где всерьез готовят студентов. Обучение там – долгий процесс, включающий в себя интернатуру в клиниках. На других направлениях нет такого. Но университет не должен готовить к узкой специальности, в вузе нужно готовить студента к тому, чтобы он потом сам успешно научился всему на работе», – Артур Нагорный, микрохирург.
Почему
же так получается?
Во-первых, человек после школы еще не особо понимает, кем он
хочет стать. В школе отсутствует профориентация, некоторым школьникам все
равно, куда поступать.
Во-вторых, сохраняется вера в необходимость получения
диплома. Многие считают, что его главное получить, а уже потом решить, как его
использовать. Потому что, как известно, без бумажки – ты букашка.
В-третьих,
зачастую университет и специальность выбираются исходя из низкого проходного
балла или стоимости обучения. Ученик потом понимает, что выбранная профессия – совсем не
то, чему бы хотелось посвятить жизнь. Тогда учащийся находит выход – работа не
по специальности.
Либо, чтобы найти хорошую работу в наше время, нужны связи. Тогда
из-за «корочки» и опыта можно не париться:
«Я получила высшее экономическое
образование. Сейчас работаю на 50 процентов по специальности, но на все 100 не
хотела бы. Однако, думаю, что ВУЗ дал все необходимые знания и умения для
работы. С детства знала, кем работают мама и бабушка и понимала, что и мне туда
же. Я не считаю, что диплом о высшем образовании гарантирует хорошую работу. В
наше время надо еще и «хватку» иметь, наглость и очень много связи значат. Но
сам процесс получения высшего образования необходим, потому что получаешь много
информации, расширяется круг общения и заводишь полезные знакомства», – рассказывает Елена Царенко.
Но
даже если с направлением в университете не ошиблись, то одного образования
мало. Условия на рынке труда постоянно меняются, поэтому чтобы стать успешным,
нужно будет все время учиться.
«Мне скоро поступать в вуз, но я не решила,
на кого и куда. Потому что, по-моему, работодателю не важно, на кого ты
отучился, важнее, чтобы была «корочка», а, наверное, еще важнее твой реальный
опыт. Даже если хочешь устроиться по специальности, но буквально вчера окончил
вуз и нет практических навыков, то вам откажут. Скорей всего, я буду поступать
на заочку, чтобы было время работать, стажироваться, посещать курсы и таким
образом получать умения», – Алина Черненко, 11 класс.
Диплом о высшем образовании, по мнению современных
школьников и студентов, не поможет устроиться на козырное место. Для этого
необходимо быть опытным специалистом и действительно гореть своим делом. Многие
придерживаются концепции: «Все равно, какое высшее образование, лишь бы было». И
это заставляет подумать: а понимают ли школьники и студенты, для чего им высшее
образование, зачем вузы выпускают специальности, по которым затем невозможно
устроиться на работу, что делать выпускнику с дипломом, но без опыта, правильно
ли то, что студенты учатся ради «корочки».
Билет в будущее или трата времени?
«Я учусь на журналистике, решила поступать
на это направление в 10-11 классе. Сначала была уверена, что буду работать по
специальности: в газете или на телевидении. Сейчас на третьем курсе и осознаю,
что университет практически не может выдать хорошего и успешного журналиста, и
я, скорей всего, не буду работать этой сфере. Если честно, полагаю, что
несколько лет обучения на журфаке – трата времени. Для журналиста важны только
практические умения, которых не даст вуз. Нужно собирать портфолио, проходить
курсы, писать, снимать, а не учить теорию», – Анна Дорофеева, 3 курс, журналистика.
«Я поступил в университет, чтобы не быть
«белой вороной», и потому что так сказали родители. Но я, наверное, дипломом
даже не воспользуюсь, хочу быть охранником или электросварщиком. А там не
требуется высшее образование. Поэтому считаю, что выбрасываю деньги и время на
ненужные вещи», – Иван Швецов, 4 курс, международные отношения.
Будущему специалисту нужно заранее обдумать планы на
жизнь и серьезно отнестись к выбору профессии, и не забывать: чем больше
практики – тем лучше.
Профориентация должна включать в себя не только тесты и
экскурсии в учреждения, у учащихся должна быть возможность попробовать себя в
профессии, чтобы они поняли, их ли это занятие, потому что просто послушать или
прочитать о специальности мало.
Да, многие университеты не ориентированы на
получение студентами большого количества практических умений и дают не самые
современные знания, особенно в тех отраслях, которые бурно развиваются.
В ближайшем будущем найдется место и «технарям», и
«гуманитариям», но при приеме на работу не будет определяющим фактором то, что
написано в дипломе. Самыми ценными работниками будут те, кто умеет
приспосабливаться к быстро меняющимся условиям и маневрировать.