Почти полгода назад многие на своем опыте узнали, что такое дистанционка и цифровое образование. К сожалению, это знакомство не для всех было приятным. Постоянно появлялись новости о том, что учителя не справляются, платформы виснут, нет техники или нормального интернета. Проблем было много. Зачем же мы снова об этом говорим? Дистанционка подтолкнула нашу школу к развитию, указала на недостатки системы. Поэтому вместо того, чтобы сидеть и бояться прихода второй волны пандемии, специалисты ускорили разработку новых программ и платформ.
О цифровом образовании, дистанционке, новых учебных программах и изменениях в нашей школе расскажет Виктория Базжина, куратор программы «Город, который учится. Цифровое образование» Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга.
— Разговоры о цифровизации школ ведутся уже очень давно, создаются программы, выделяются деньги. Почему же тогда на дистанционном обучении во время пандемии было так много технических проблем?
— Какие этапы перехода на дистанционку существуют? Как бы все развивалось, если бы не карантин? И развивалось бы вообще?
— По каким критериям оценивается успешность перехода школы на цифровое обучение?
— Главные критерии, по которым можно оценить успешность перехода на дистанционное образование, — комфорт обучения и качество усвоенных знаний. Цифровая образовательная среда должна быть удобной и эффективной для всех участников процесса: учителей и учеников, администрации школы и родителей. Как показывает опыт, просто перенести стандарты и практики классно-урочной системы в онлайн — неэффективно, необходим глобальный пересмотр подхода. Дистанционное образование основано на самостоятельном освоении материала, роль учителя сводится к тому, чтобы сделать этот процесс максимально понятным, комфортным и вовлекающим. Если ученик понимает, с какой целью он выполняет задания, к какому результату он придет, то процесс становится интереснее. Поэтому при планировании учебной программы необходимо создавать условия для самоорганизации учеников и коллективной работы. Возможность выбора, самостоятельность и умение работать в командах способствуют лучшему усвоению материала и большей вовлеченности в учебный процесс.
— В чем была главная проблема перехода на дистант, из-за чего большинство школ не смогло перестроиться на новый формат работы?
Пока остаются без ответа вопросы, что делать с начальной школой и с предметами, где необходима практика. Поэтому онлайн-обучение возможно только в формате включения, как дополнение к традиционному. К переходу на тотальное дистанционное обучение не готов никто.
— Как изменилось отношение к дистанционному обучению?
— Опыт полярный. Часть учителей, попробовав неудачные инструменты, мечтает вернуться в класс с мелом к доске, считая это единственным приемлемым вариантом. Кто-то понял, что надо учиться, чтобы освоить больше инструментов и методических подходов. Некоторые инициативные педагоги настолько продвинулись в освоении цифровизации в марте-апреле, что готовы делиться опытом и создавать команды единомышленников и обучать коллег. В целом дистанционное обучение будет и дальше набирать обороты даже в случае благоприятного разрешения сложившейся эпидемиологической обстановки. Как минимум будет использоваться как вспомогательный инструмент или в частных случаях отсутствия учеников в школе. В этом заключается правильный путь развития: помимо помощи в адаптации, создать отработанный на практике кейс, который можно использовать вне зависимости от того, будет ли пандемия или нет.
— Сможет ли дистанционка подтолкнуть наши школы к более стремительному развитию? От чего это зависит?
Также дальнейшее развитие зависит от того, будут ли созданы и развернуты городские и федеральные программы на основании полученного стихийного опыта, которые даже при благоприятной эпидемиологической обстановке могут стать инструментом развития и модернизации. Помимо этого, значительную роль играют представители администрации школ. Если педагогический состав и руководители будут прогрессивно мыслить и стремиться к развитию, то школа сможет стать лучше. В рамках «Город, который учится» за 2 недели образовательного интенсива «Обучение команд школ» мы сумели поспособствовать формированию проектных инициатив от учителей. Они носили как системный характер, направленный на развитие школы в области цифрового образования, так и являлись кейсами решения конкретных проблем по ряду предметов.