Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

экзаменитоговое сочинениеволонтерствоДевятиклассникамрусский языкАлые парусаКем быть?егэ 2017УчительпрофориентацияжурналистикаСочинениепоступлениеподготовка к ЕГЭМинистерство образования75 лет ПобедыуниверситетВУЗКаталог вузовобразованиеКак сдать ЕГЭаккредитациярейтингкнигимузыкаэкзаменыкуда поступатьМного платятОльга ВасильеваИТМОИван Трояновувлечениякуда пойти учитьсяолимпиадысоветы психологаЛучшее на СтенеШкола 2 Березовкавыпускнойопроскаталог сочиненийподготовка к ЕГЭфестивалькем бытьчто посмотретьНовый годВПРлицензияисториякак прошли ЕГЭ-2018студия журналистики Калининского р-наОГЭшколаДля гуманитариеввыставкакарантинВсероссийские открытые урокиолимпиадаАкадемическая гимназия 56всё о поступлении 2019Куда сходитьРостов-на-ДонуНа практику — в ПУ!лицей 393спектакльКаталог профессийвузыВостребованныеличный опытЛето в городах РоссииИгра престоловгимназия 19 ОрелканикулыПроекторияШкола 151Рособрнадзоррецензиякуда сходить в выходныепабликаторКонцертНовыерейтинг вузовЕГЭ 2018интервьюВыходныелайфхаксоветыМГУСПбГУпутешествиякинофизикалитератураисследованиеМинистр образованияприемная кампанияработаВШЭдистанционное обучениеподготовка к ОГЭ
Школа будущего. Какая она? Мнение эксперта

Школа будущего. Какая она? Мнение эксперта

Просмотры
496

Почти полгода назад многие на своем опыте узнали, что такое дистанционка и цифровое образование. К сожалению, это знакомство не для всех было приятным. Постоянно появлялись новости о том, что учителя не справляются, платформы виснут, нет техники или нормального интернета. Проблем было много. Зачем же мы снова об этом говорим? Дистанционка подтолкнула нашу школу к развитию, указала на недостатки системы. Поэтому вместо того, чтобы сидеть и бояться прихода второй волны пандемии, специалисты ускорили разработку новых программ и платформ.

О цифровом образовании, дистанционке, новых учебных программах и изменениях в нашей школе расскажет Виктория Базжина, куратор программы «Город, который учится. Цифровое образование» Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга.

Разговоры о цифровизации школ ведутся уже очень давно, создаются программы, выделяются деньги. Почему же тогда на дистанционном обучении во время пандемии было так много технических проблем?


— Цифровизация — тренд, который постепенно проникал в учебные процессы образовательных организаций разного уровня. Раньше всех отреагировали вузы, — уже несколько лет они используют образовательные платформы. Далее — частный образовательный сектор.
До пандемии новые технологии в школах внедрялись как вспомогательный элемент учебного процесса. Но весной этого года ситуация изменилась, все школы были вынуждены в очень короткие сроки перейти на дистанционное обучение. Сразу же обозначился широкий спектр проблем: от нехватки технической обеспеченности учеников на дому до проблем с доступом к электронному дневнику и многое другое. Это и стало основной мотивацией для создания программы «Город, который учится. Цифровое образование» — эффективного инструмента помощи педагогам и ученикам в адаптации к дистанционному обучению. Важно, что эта программа не просто экстренная помощь на время пандемии, она направлена на развитие образования в Санкт-Петербурге, внедрение в наши школы прогрессивных образовательных технологий. Почему это важно не только учителям? Конечная аудитория проекта — ученики. Ведь все делается для того, чтобы процесс обучения стал более сбалансированным и современным благодаря использованию цифровых технологий.

Какие этапы перехода на дистанционку существуют? Как бы все развивалось, если бы не карантин? И развивалось бы вообще?

— Весной этого года от администрации школ требовалась четкая координация действий. Те, у кого уже были наработки по внедрению цифровых образовательных технологий, справились лучше. В основе успешного перехода — организация работы и коммуникации, как среди учителей, так и с родителями. Необходимо сформировать систему, которая будет принята педагогическим составом, а затем донесена до учеников и родителей. Организовать сбор обратной связи, оказывать психологическую и методическую поддержку.
По сути, произошел эксперимент, который преподнесла действительность. Задача образовательных организаций — использовать полученный опыт дальше и модернизировать систему образования. Никто не говорит о полном переходе обучения в дистанционный формат, но лучшие практики и инструменты можно использовать и в дальнейшем. Элементы дистанционного обучения делают процесс более осмысленным для учеников.

— По каким критериям оценивается успешность перехода школы на цифровое обучение?

— Главные критерии, по которым можно оценить успешность перехода на дистанционное образование, — комфорт обучения и качество усвоенных знаний. Цифровая образовательная среда должна быть удобной и эффективной для всех участников процесса: учителей и учеников, администрации школы и родителей. Как показывает опыт, просто перенести стандарты и практики классно-урочной системы в онлайн — неэффективно, необходим глобальный пересмотр подхода. Дистанционное образование основано на самостоятельном освоении материала, роль учителя сводится к тому, чтобы сделать этот процесс максимально понятным, комфортным и вовлекающим. Если ученик понимает, с какой целью он выполняет задания, к какому результату он придет, то процесс становится интереснее. Поэтому при планировании учебной программы необходимо создавать условия для самоорганизации учеников и коллективной работы. Возможность выбора, самостоятельность и умение работать в командах способствуют лучшему усвоению материала и большей вовлеченности в учебный процесс.

— В чем была главная проблема перехода на дистант, из-за чего большинство школ не смогло перестроиться на новый формат работы?

 При экстренном переходе на дистанционное обучение было много проблем, из-за которых многие школы не смогли перестроиться на новый формат работы. В первую очередь, устоявшаяся логика классно-урочной системы, как я упоминала ранее, не подходила для дистанционного обучения. Недостаточные навыки удаленного взаимодействия привели к «перегруженности» учителей и учеников. Также одной из основных проблем стала техническая оснащенность. Все это напрямую повлияло на вовлеченность и мотивированность всех участников образовательного процесса. Опросы, которые мы проводили на этапе проектирования программы, показали наличие трудностей в выборе платформ и технического оснащения. Также есть сложности в объективной оценке домашних заданий, удержании внимания в формате онлайн и повышения мотивации учеников, вовлечении в образовательный процесс родителей. При этом многие учителя нашли в себе силы и желание изменить свой подход к обучению, разработали творческие задания для групповой работы учеников, смогли сделать дистанционный учебный процесс насыщенным и интересным.

Пока остаются без ответа вопросы, что делать с начальной школой и с предметами, где необходима практика. Поэтому онлайн-обучение возможно только в формате включения, как дополнение к традиционному. К переходу на тотальное дистанционное обучение не готов никто.

— Как изменилось отношение к дистанционному обучению?

— Опыт полярный. Часть учителей, попробовав неудачные инструменты, мечтает вернуться в класс с мелом к доске, считая это единственным приемлемым вариантом. Кто-то понял, что надо учиться, чтобы освоить больше инструментов и методических подходов. Некоторые инициативные педагоги настолько продвинулись в освоении цифровизации в марте-апреле, что готовы делиться опытом и создавать команды единомышленников и обучать коллег. В целом дистанционное обучение будет и дальше набирать обороты даже в случае благоприятного разрешения сложившейся эпидемиологической обстановки. Как минимум будет использоваться как вспомогательный инструмент или в частных случаях отсутствия учеников в школе. В этом заключается правильный путь развития: помимо помощи в адаптации, создать отработанный на практике кейс, который можно использовать вне зависимости от того, будет ли пандемия или нет.

— Сможет ли дистанционка подтолкнуть наши школы к более стремительному развитию? От чего это зависит?

— Мы очень рассчитываем, что сможет. В этой логике реализовывался инициированный нами экспериментальный проект. Так, в рамках «Город, который учится» в августе мы запускаем онлайн-курс «Цифровизация образовательного процесса в школах» на платформе Stepik.org.

Также дальнейшее развитие зависит от того, будут ли созданы и развернуты городские и федеральные программы на основании полученного стихийного опыта, которые даже при благоприятной эпидемиологической обстановке могут стать инструментом развития и модернизации. Помимо этого, значительную роль играют представители администрации школ. Если педагогический состав и руководители будут прогрессивно мыслить и стремиться к развитию, то школа сможет стать лучше. В рамках «Город, который учится» за 2 недели образовательного интенсива «Обучение команд школ» мы сумели поспособствовать формированию проектных инициатив от учителей. Они носили как системный характер, направленный на развитие школы в области цифрового образования, так и являлись кейсами решения конкретных проблем по ряду предметов. 

 

Виктория Базжина, куратор программы «Город, который учится. Цифровое образование» Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга.


Комментировать

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое