«Почему так мало?» — спросите вы. Дело в том, что экзамен очень насыщен теорией, для
его успешной сдачи требуется знание 82 тем из 5 абсолютно разных блоков. Недостаточно
хорошо разбираться в политике или экономике, чтобы получить высокие баллы.
Специально для читателей «Пяти углов» Валерия Грейскоп,
эксперт образовательной компании MAXIMUM Education, подготовила 4 совета, которые
помогут выпускнику справиться с экзаменом на 80+.
1. Используем слова-маркеры
В задании №14 выпускника просят установить соответствие между субъектом власти
(Правительство, Президент, Госдума и так далее) и их функциями. С этим заданием
справляются менее половины выпускников. Его сложность состоит в необходимости
наизусть знать полномочия всех государственных органов в РФ.
Конечно, можно выучить все необходимые статьи из Конституции, но сделать это не
просто. И вот тут надо сказать про первый совет-лайфхак: чтобы получить 2 балла за это
задание, нужно знать лишь несколько слов-маркеров.
«Обеспечение, мера и осуществление» — слова-маркеры, которые относятся к деятельности
Правительства РФ. Поскольку именно Правительство является органом исполнительной
власти и, следовательно, осуществляет решения, принятые другими органами власти.
«Надзор» — сразу прокуратура.
Также, на экзамене часто путают два схожих по смыслу понятия «амнистия» и
«помилование». Однако отличить их друг от друга достаточно легко. Помилование — это
освобождение от наказания по отношению к одному человеку. Для того, чтобы «простить» одного человека понадобится один человек — Президент. Амнистия — это освобождение от
наказания или смягчение наказания по отношению к большой группе людей. Для
реализации такого масштабного «прощения» необходимо привлечь много людей, поэтому
это полномочие Государственной Думы.
Запомните этот простой лайфхак: один человек (Президент) освобождает одного
(помилование), много человек (Государственная Дума) освобождают многих (амнистия).
2. Играем в «Крокодил»
Задание 25 из второй части ЕГЭ по обществознанию направлено на работу с
обществоведческим понятием. Помимо этого, нужно написать два предложения, ответив на
вопросы из задания. И если с последним большинство учеников справляется, то раскрытие
смысла понятия вызывает большие сложности. Кроме того, в 2019 году в задании появилось
важное изменение — теперь за неправильно составленное определение автоматически
обнуляется всё задание. Проверяющие не засчитывают «характеристику родовой̆
принадлежности, повторяющую понятие, смысл которого должен быть раскрыт». Это
очень напоминает правило игры в «Крокодил». Например, нельзя написать, что
экономический рост — рост экономики, связанный с увеличением объемов производства.
Нельзя объяснять экономический рост через рост экономики.
Корректное определение звучит так: «Экономический рост — увеличение реального и
потенциального доходов (валового внутреннего продукта) в длительный период времени».
Не забывайте отслеживать изменения экзамена и узнавать актуальные критерии
оценивания.
3. Приведение «правильных» примеров
Примеры могут встретиться сразу в 4 заданиях второй части: 23, 26, 27 и 29. На ЕГЭ очень
строго оцениваются подобные типы заданий. Именно поэтому важно знать структуру
примера. Выглядит она так:
- конкретный субъект (кто-то или что-то)
- выполняет конкретные действия,
- которые приводят к конкретному результату (в конкретных обстоятельствах, условиях; в
конкретном месте; в конкретное время).
«Ученик готовится к ЕГЭ с репетитором» — ноль баллов.
«Иван Петров за год до экзамена начал заниматься у репетитора по обществознанию, что
помогло ему хорошо сдать ЕГЭ и поступить в вуз» — полноценный балл.
4. 12 баллов за «формулирование смысла»
Мини-сочинение (№29) — самое дорогое задание, ведь за него можно получить целых 6
баллов. При его выполнении важно уметь правильно раскрыть смысл высказывания. Если
этого не будет сделано — всё сочинение оценят в 0 баллов. Да-да, в этом случае вы теряете
примерно 12 вторичных баллов из 100 возможных.
Как правильно сформулировать смысл? Подумайте, о чем в действительности эта цитата,
как правило, каждую из цитат можно свести к какой-то крупной теме из кодификатора.
Далее запишите интерпретацию смысла слов автора обществоведческими терминами,
добавив собственные комментарии. Для того, чтобы было понятнее, давайте рассмотрим
это на конкретном примере.
Цитата:
А. Моруа: «Бизнес — это сочетание войны и спорта».
Пример начала мини-сочинения с раскрытием смысла цитаты:
А. Моруа, автор данного высказывания, рассуждает на тему конкуренции и подчеркивает,
что в условиях бизнеса производители используют различные методы борьбы для
продвижения своей продукции на рынке. Эти методы могут быть как честными, так и
нарушающими установленные правила. Именно поэтому можно сказать, что конкуренция
в условиях рыночных отношений похожа на вечное состязание, спорт, а желание компаний
устранить конкурентов роднит этот процесс с войной.
Конечно, прочтение четырех советов не поможет вам набрать на
экзамене 80 баллов (поможет только серьёзная и комплексная подготовка). Но лайфхаки
сильно облегчают жизнь в контексте конкретных заданий и позволяет достичь высоких
баллов меньшими силами. Используйте эти советы и делитесь ими с друзьями. Удачи в
подготовке!
Партнерский материал