История предмета
Когда-то астрономию оценивали по достоинству. В начале 20 века её преподавали в 7-8 классах и считали элитарным предметом для учащихся высших сословий. После Октябрьской революции она стала общим предметом, доступным для всех.
Качество преподавания астрономии снизилось, но постепенно восстановилось благодаря трудам педагогов и покорителей космоса.
В 1960 годах, когда весь СССР наблюдал за подвигом Юрия Гагарина, интерес к этой дисциплине значительно возрос, и не только в школах. Создавались кружки, клубы по интересам, выпускались популярные журналы. Но потом, во время перестройки, наступил кризис образования. Астрономия стала факультативным предметом, а в 2008 года вовсе исчезла из учебных планов.
За границей ситуация немного другая. Например, европейская система образования изначально предполагает, что ученик получает в школах только общие знания и умения. Изучать астрономию можно, взяв ее как факультативный предмет, по собственному желанию. Зачастую такие возможности есть у частных школ.
Астрономия сегодня
«Наша гимназия была хорошей и сильной, но она всё равно была не готова к введению астрономии. Новый учитель сам с переменным успехом понимал этот предмет, нашим главным соратником был учебник, и если уж там мы не находим ответы на наши вопросы — то не найдем нигде. Наши уроки свелись к однотипным задачам, а общая информация про планеты и звёзды, которой мы так ждали поначалу, была дана в совсем крошечном объеме. Она мне по итогу-то и запомнилась. Но всё, что нам дала астрономия — это испорченные красные аттестаты, так как учитель не хотел ставить нам отлично, но это уже совсем другая история», — рассказывает Лика Тарасова.
Софие же повезло ещё меньше — по её словам, учебники в классе были жуткие и даже не могли помочь в освоении предмета.
«Астрономия сразу стала позиционироваться у нас как один из скучных ненужных предметов, который нужно просто пересидеть. Учительнице предмет был не интересен, а нам и подавно. Курс астрономии у нас был очень простой и общий, многое мы знали и до этого.
Некоторые учителя в принципе не планировали работать — на уроках они говорили о своем. Например, о рыбалке.
Учебники были совершенно древние и скучные, и мы по ним не занимались.
Один раз было здорово: мы вышли на улицу и смотрели в телескопы. Рассматривали луну, звезды. Помню мою совершенно детскую радость от всего этого.
В конце года всем поставили «отлично». Ни за что, конечно», — рассказал Марк Кузнецов.
Неожиданно, но астрономия очень помогла некоторым выпускникам — во время этих уроков можно было готовиться к другим предметам или просто отдыхать от нагрузки.
Остальным было все равно: когда ее ввели, был выпускной класс, и все думали только о ЕГЭ», — вспоминает Михаил Чернов.
Тяжело интересоваться астрономией, когда через несколько месяцев тебя ждёт ЕГЭ. Тяжело интересоваться, когда в школе старые или наспех сделанные учебники. Региональные школы были не только не готовы дать ученикам знания по предмету, но и сами не воспринимали всерьез астрономию, введя ее лишь потому, что так было нужно. Так многообещающая и необычная дисциплина превратилась в унылый разочаровавший учеников урок.