Эти истории начинались с малого, но теперь мы говорим о школьных СМИ как об очень крутых проектах. О длинном пути к успеху, цензуре и работе над собой — вот что я обсуждала с юными редакторами и создателями школьных медиа.
Они стоят у истоков
Светлана Кудашкина, создатель и первый главный редактор газеты «Ступени» (СОШ № 24, Саранск)
Я училась в 11 классе и была возмущена отсутствием школьной газеты. Пришла к завучу — оказалось, что издание у нас есть, но только на бумагах. Я посмотрела старые выпуски (последний был аж за 2013 год) и удивилась: и это школьная газета? Пять страниц с ужасным дизайном, а материал — и того хуже. Тогда я и решила доказать всем (в первую очередь, конечно, себе), что могу сделать лучше. Хотя отношение администрации к этому делу было весьма неважным. «Хочешь — делай, нам это не особо нужно», — говорила завуч.
Изначально мне сказали, что нужно делать онлайн-газету в PDF-формате. Как оказалось, школа не хотела тратить деньги на печать экземпляров. Я тогда много работала и накопила деньги на типографию. Было всего десять печатных выпусков, но это того стоило. Помню момент, когда я положила свою работу на стол директора со словами: «Вот, сделала, хоть вам это и не нужно». Администрация явно не ожидала увидеть такую газету. Еще бы: 32 глянцевые страницы!
"Ступени", 2019 г.
Ребят в редакцию я искала сама. Хотя команда вышла небольшая: пять человек вместе со мной. Иллюстратором стала моя лучшая подруга, сейчас она учится в художественном училище. Ещё три «штатских» — они, в основном, занимались рерайтом новостей со школьного сайта. Увы, это было одним из требований администрации. Некоторые ребята собирали списки победителей и призёров разных олимпиад, соревнований и конкурсов.
Какие были сложности?
Со сложностями столкнулась, в первую очередь, я. Переоценила свои возможности: писала репортажи, интервью, большие информационные статьи — в общем, все большие материалы. Вёрстка и дизайн тоже лежали на мне. И фотографии. И поиск инфоповодов. Это было ужасно тяжело, хоть и интересно. Помню, как сидела ночами у монитора и подбирала цветовой код для того или иного заголовка. Тогда это был первый опыт, я не знала, как и что делать. В итоге всё выходило методом проб и ошибок. Сейчас смотрю на это и понимаю, что могу лучше, быстрее и качественнее.
Как выбирали темы
Темы у нас были самые разные: рассказывали про перечневые олимпиады, школьные мероприятия, важные новости, хотя последних было мало.
Поиск аудитории
Нашей целевой аудиторией были школьники. Хотя я знаю, что учителя тоже с удовольствием читали выпуски. Для них это был «глоток свежего воздуха», потому что мы были первыми, кто сделал что-то подобное.
Рассказывали о себе в социальных сетях: группах ВКонтакте и через инстаграм-аккаунт школы. Неплохо работало «сарафанное радио».
Светлана Кудашкина
Алёна Кордюкова, создатель и редактор журнала «Лицейский вестник» (Лицей № 3, Галич)
Изначально я не планировала создавать постоянный журнал: подготовила первый выпуск в качестве школьного проекта. Работала практически в одиночку: все темы придумывала сама. Моя научная руководительница старалась помочь, иногда — учителя, но около 70% работы пришлось делать самостоятельно.
Выпускала я его в местной редакции Галичских известий, с которой давно сотрудничаю как внештатный корреспондент, поэтому с печатью проблем не было.
Но трудности, конечно, были
Не всегда было просто договориться с научным руководителем по поводу тем. Иногда она предлагала то, что я включать совсем не хотела, но частично это и её журнал — приходилось идти на уступки.
Сейчас у «Лицейского вестника» есть группа ВКонтакте, где также публикуются материалы и важная информация.
Сначала был только журнал, но потом я создала группу и оставила ссылку на неё на своей странице ВКонтакте. Сейчас основная целевая аудитория — подписчики этой группы. Пока что я единственный администратор, но в будущем хочу добавить других модераторов, чтобы они продолжали моё дело, когда я окончу школу.
Летом я брала интервью у некоторых выпускников, и они потом подписались на печатный журнал.
Алёна Кордюкова
В школе давно была газета, но она быстро прекратила своё существование. Три года назад новая учительница русского языка и литературы организовала кружок по журналистике. Мы решили попробовать возродить издание, выпустили первый номер, позже ещё несколько. Сейчас мы не занимаемся газетой, сфокусировались на школьной информационной группе. Её недавно создали совет обучающихся и пресс-центр.
Команда — редакторы и авторы школьной группы собиралась просто: писал, редактировал и оформлял тот, кто хотел этим заниматься. В основном, это ребята, которые перешли из газеты. Сложность была, как и в любой сфере, в ответственности людей. Не всегда они готовы взять ее на себя и выполнить всё, как надо. Даже если их контролируешь, всё равно могут подвести. Но в этом нет ничего глобально страшного, на ошибках учатся. Если один раз не сдал в срок, но потом понял, чем это чревато, — потом уже не будешь так делать. Я тоже часто грешу с дедлайнами, но стараюсь исправляться.
У нас много рубрик, но их не назовёшь постоянными. Однако форматы постов сохраняются: новости, интервью с учителями или ребятами, плейлисты, подборки фильмов и мультфильмов. Снимали ролики на школьный канал. Получается, у нас был свой мини-медиахолдинг: группа, газета, канал.
На нашу группу подписаны школьники, родители и учителя, иногда даже бывшие выпускники. Мы искали читателей просто — писали на досках ссылку на группу, иногда председатель совета учащихся делал плакаты в фотошопе и вешал их на информационную доску в холле школы.
Поиск тем
Темы искать порой даже не надо. В ленте или в СМИ появится сообщение, допустим, что с 6 апреля у нас дистанционное обучение, и всё, пост практически готов. Осталось только правильно подать и оформить новость.
Подборки собираем по принципу «игры к играм, фильмы к фильмам». Делаем обычно от лица редакции, но сейчас появляются, например, плейлисты с музыкой от конкурсанток в «Мисс школы». Интересно узнать, что слушает человек, в какие игры играет — что у него в голове.
Марианна Шадринцева
Редакторы школьных газет о цензуре
Светлана Кудашкина
— Я хотела делать свободную газету. Но у администрации все же были свои условия. Существовали обязательные темы — то, что должно было быть в газете чуть ли не на первых страницах. В первый раз писали про школьную форму (у нас тогда была реформа). Естественно, мы не могли писать о проблемах школьников, которые возникают из-за администрации, а таких конфликтов было много.
Алёна Кордюкова
— Мой цензор — это Наталья Николаевна, научный руководитель и по совместительству учитель русского языка и литературы. Впрочем, я не пишу на острые темы, поэтому проблем особо нет.
Марианна Шадринцева
— Цензуры нет, потому что пишем о событиях в школе, о темах, которые интересуют подростков, готовим разные рубрики, например, плейлисты популярных ребят в школе или учителей. Не уверена, что у школьной администрации есть цель нас ограничивать. Мы не пишем чего-то незаконного или неприятного.
Что дальше?
Марианна Шадринцева
— Мы планируем больше публикаций, неформальных рубрик и общения с аудиторией.
Алёна Кордюкова
— В этом году мы планируем открыть кружок журналистики. Мне хочется разделить ребят на группы: фотографии, спорт, культура — чтобы каждый отвечал за что-то, к чему у него лежит душа. Важно, чтобы все получали кайф от того, что они делают. Наверное, позовем 7–10 класс: совсем маленьких нет смысла брать, а одиннадцатиклассникам сложно найти время. Заместитель по воспитательной работе обещала помочь с поиском желающих, но сейчас из-за карантина придётся подождать. Одной работать тяжело, особенно в 11 классе, так что я прекратила выпускать журнал, пока не найду помощников.
Светлана Кудашкина
— Я уже выпустилась и не руковожу «Ступенями». Но все-так же слежу за тем, что происходит с газетой сейчас. Редакция увеличилась: подросли ребята, про газету узнали, захотели в ней работать. Многие педагоги стали предлагать школьникам вступить в редакцию. Сейчас одна учительница русского редактирует и правит ребятам тексты.
Но тогда, год назад, мы все делали сами. Учителя с нами не сотрудничали, звать редактора или корреспондентов со стороны мы тоже не могли: у нас не было ни имени, ни лица. Оно появилось потом, когда все увидели первый выпуск. Тогда это была моя личная победа. Да, сейчас я вижу там миллион ошибок, но я понимаю, что это — мой первый серьёзный шаг в профессию. И я до сих пор горжусь этим!
В аккаунте Светланы можно найти пост, где она пишет: «Я вложила сюда, наверное, всю себя. Ради чего? Этого я тоже не знаю. Надеюсь, я когда-нибудь найду ответы на эти вопросы, а пока что просто почитайте первый выпуск школьных «Ступеней».
"Лицейский вестник", 2020 г.
С создателями и руководителями школьных медиа разговаривала Наталья Иванова, гимназия № 11, г. Санкт-Петербург