Что мы должны (и не должны) знать о Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского? Не имея знакомых среди курсантов или офицеров «Можайки», довольно сложно в подробностях узнать о жизни внутри стен военной академии и уж тем более договориться об интервью. Связь с внешним миром строго регламентирована: если выход на гражданку, то по веской причине и «без залетов» — не должно быть никаких долгов по учебе и проблем с дисциплиной; если телефон, то кнопочный и только в отведенные для этого часы (минуты). А интернет для них и вовсе — табу. Так ли это на самом деле?
Один курсант все же согласился ответить на несколько интересующих вопросов, чтобы помочь тем, кто готовится к поступлению.
По понятным причинам попросил остаться инкогнито, ведь беседа прошла онлайн, под грифом «можно, если осторожно».
— Минимальное количество баллов ЕГЭ — 150. Необходимо не иметь проблем со здоровьем, пройти профотбор (психологические тесты) и физическую подготовку (подтягивания, бег на 3 км и 100-метровка).
— Во-первых, репутация. Это один из самых популярных военных вузов в Питере. Во-вторых, здесь найдут место все. И технари, и гуманитарии. Широкий выбор дисциплин. В-третьих, большинство моих знакомых и друзей учились или учатся в этой академии. Их советы тоже сыграли какую-то роль.
— Отбор был несложным. Никаких там взяток и подкупов нет. Все поступают своими силами. Поэтому, если человек учился в школе на 4 и 5, занимался спортом, то поступить сюда будет несложно. Такие тут как раз и нужны.
— Ограничен выход в интернет, а всё остальное тут предоставляют. Есть библиотека, госпиталь, спортзалы, творческие кружки и всё остальное. Насчёт выхода на гражданку: для этого важно не иметь двоек и задолженностей по учебе, не косячить перед начальником. Нужны серьезные основания. Никто просто так гулять не отпустит, а то мало ли, что там можно натворить. Что касается телефона (с доступом в интернет): если тихо и грамотно им пользоваться, так, чтобы никто не знал, то иметь его можно.
— Мы не сидим целыми днями в четырех стенах. Есть спортивно-массовые мероприятия в городе, культпоходы по интересным местам Питера и увольнения на 6 часов по выходным. Это помогает как-то отвлечься. Первые месяцы будет сложно привыкнуть к такому строгому распорядку, но если уделять время учебе и спорту, то на другое его просто-напросто и не хватает. В учебное время, а тем более перед сессией, пары пропускать не хочется.
— Контракт мы подписывали после первого курса на 9 лет. Из них — 4 года обучения. Перспективы хорошие. После окончания академии предоставят жильё, работу, также одежду и питание. В общем, всё необходимое — полный пакет.
— Первый год зарплата две тысячи рублей, а потом, после подписания контракта, от 13 тысяч до 28 тысяч рублей. Зависит от твоих заслуг, достижений и успехов в учебе и спорте. Естественно, у офицеров там уже совсем другой порядок цифр.
— В коллективе отношения всегда отличные, после тяжёлого дня нет уже сил на ругань и скандалы. Поэтому все ладят и помогают друг другу. Помню, когда нам только дали форму, некоторые товарищи взяли погоны у старшекурсников и стали ходить «докапываться» к пацанам своего возраста. Офицеры это всё, конечно, увидели, и потом они весь плац мыли с мылом.
— Распорядок дня у нас довольно строгий, всё расписано по минутам. И личное время тоже включено — целых два часа! Можно заниматься спортом, читать книги, играть на гитаре, общаться с родными, используя кнопочный телефон, разумеется. После этого у нас вечерняя прогулка, обязательная проверка и сон.
— Спокойно. Все эти дни сидели в казарме. Без каких-либо выходов. Это максимально строго.
— Отпуск длиться 15 суток зимой и 30 суток летом. На первом курсе билеты оплачивают, а вот со второго уже за свой счёт, так как финансы позволяют. В это время запрещено пить, играть в азартные игры, водить машину (у нас даже забирают водительские права, если они есть), передвигаться на такси, и много чего другого. А в целом, особо никаких неудобств нет.
— Распределение идёт по всей границе России, в отдельные измерительные командные пункты. Там и будем работать с аппаратурой и личным составом, который за неё отвечает. Тема распределения будет касаться нас только непосредственно перед выпуском, поэтому задумываться о ней сейчас нет смысла. Там нет никакого принципа, куда ты попадёшь зависит от удачи. Но скажу так, что плохого распределения не бывает.
— С личной жизнью первые 2-3 года будет беда. Из-за того, что мы в казарме, тут ни с кем для серьезных отношений не познакомишься. А если девушка в другом городе, то будь готов, что в отпуске будешь гулять без неё. По статистике, только около 10% отношений сохраняются спустя такой большой промежуток времени. Особенно, если вы живете в разных городах и оба учитесь. Но уже на 4 курсе можно строить хорошие и стабильные отношения.
— Скорее, да, совпали. Я был готов ко всему этому и иллюзий не строил. Думал, поначалу будет сложно, а потом привыкну. Так оно и получилось. Первый год нас учили основным нормам службы, строевой шаг, дисциплина, ограничения свободы и статьи устава. Сейчас уже легче, основу знаем, поэтому второй курс не кажется таким сложным. Чем дальше, тем интереснее.
— О своём выборе не жалею. Если душа лежит к военному делу и есть стремление строить карьеру в этой сфере, то это именно то, что надо.
— Хорошо обдумать свой выбор. Ибо обратной дороги не будет, всё серьёзно. Эти 10 лет пройдут довольно не просто. Это испытание на прочность. Ты живешь по строгому регламенту, сам мало что решаешь. Зато потом будут открыты большие перспективы, и служба может быть не только тяжелой, но и интересной. Время распределено четко и грамотно. Это очень дисциплинирует. Если вы готовы отказаться от обычной — гражданской жизни, интернета и, в какой-то степени, свободы, тогда решайтесь. Я думаю, оно того стоит.
Обучение и дальнейшая служба требуют высокой степени ответственности — важно осознавать это еще до момента подачи документов. Конечно, полное государственное обеспечение, зарплата, хорошие перспективы подкупают будущих курсантов. Но все же не каждому подойдет такой ритм жизни. Везде можно отыскать и плюсы, и минусы. Вопрос лишь в том, что на ваших весах в итоге окажется тяжелее.