В Музее Оптики Университета ИТМО открылась новая интерактивная световая инсталляция — «Синестезия». Это фантазия о том, как «выглядит» звук и звучит
визуальный образ. Активно взаимодействуя с инсталляцией, каждый зритель становится
магом и волшебником. Прикасаясь к предметам, играя с различным предметами и текстурами,
посетители могут превращать звуки в «живые» световые картины и наблюдать, как
меняется реальность вокруг.
Познакомиться
с инсталляцией можно в экспериментальном зале Pavilion Музея Оптики (Биржевая
линия, 14) с 16 по 28 марта 2021 года.
Как рассказали организаторы, особенность этой выставки — в возможности
экспериментировать с собственным восприятием, наделяя привычные физические
явления необычными качествами, присущими другим органам чувств и связанными с
ними ощущениями.
«Этот
нейрологический феномен получил в науке название «синестезия» (от
др.-греческого «вместе» и «ощущение»), что нашло отражение в названии
инсталляции, — рассказывает автор
концепции, студентка магистратуры «Световой дизайн» Университета ИТМО Ксения
Кармолина. — У синестета
раздражение в одной сенсорной системе ведёт к непроизвольному отклику в другой.
При этом чувства словно бы перемешиваются: можно видеть или осязать звук,
слышать цвет, чувствовать текстуру или геометрическую форму мелодии и так далее».
В
своей работе автор обратился к привычным с детства звукам: гул, плеск,
стук, дробь, шуршание. Получить их просто: все необходимое находятся в пределах
инсталляции. Зритель может постукивать, похлопывать поверхностью чаши, играть с
материалами внутри инсталляции и наблюдать за визуальными изменениями
пространства вокруг.
Технически
экспозиция реализована при помощи цифровой технологии «кинект», которая
определяет положение человека в
пространстве и запускает фоновый контент.
«К каждой чаше подведен контактный
микрофон, который считывает звуки от прикосновений к ней снаружи. С помощью
программы Touch Designer аудиосигнал запускает активный визуальный контент, а
благодаря проекторам и Resolume контент выводится на полотна», —
делится
техническими секретами Ксения Кармолина.
Работа над инсталляцией
велась в рамках учебной дисциплины «Разработка и прототипирование световых
решений в интерактивной среде» (специализация «Дизайн
интерактивной среды»). Обучаясь на этом направлении, студенты-светодизайнеры
могут реализовывать свои идеи на практике для выставочных, музейных и
сценических пространств. В рамках
совместного проекта с Музеем Оптики, магистранты получили уникальную
возможность продемонстрировать созданные ими работы на площадке музея.
«Для
каждого посетителя инсталляция раскрывается с новой стороны. И вы видите уже не
чисто программное решение, которое изначально заложил автор. А результат совместного
творчества — и создателя инсталляции, и зрителей», — говорит Елена
Бобрицкая, специалист по учебно-методической работе Музея Оптики Университета ИТМО.
«Синестезия» — не единственная интерактивная инсталляция в Pavilion. Всего в рамках выставки планируется показ 16 инсталляций до мая 2021 года. Каждая из работ
демонстрируется в течение двух недель, затем экспозиции меняются. В рамках выставки уже прошел показ инсталляций «ФЛЮИД», «PRISMA», «ФЛАВИН» и FЁDOR. Авторы всех
инсталляций — студенты магистратуры «Световой дизайн» Университета ИТМО — создали работы в рамках своих курсовых проектов. Например, основной экспозиции «ФЛАВИН» стали лампы дневного
освещения, подобные тем, что в свое время использовал знаменитый Дэн Флавин для создания произведений из флуоресцентных
светильников 60-х годов ХХ века. Сильные эмоции у посетителей вызвала и «живая» инсталляция по имени FЁDOR, которая умела петь и общаться. Анализируя эмоции
и поведение людей FЁDOR, отвечал им,
меняя свет, цвет, рисунок инсталляции. А воспроизводимые при этом звуки напоминали голос живого человека с разными
интонациями.
В Музее Оптики Университета ИТМО открылась новая интерактивная световая инсталляция — «Синестезия». Это фантазия о том, как «выглядит» звук и звучит...