Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

спектакльопрособразованиешколаМГУкем бытьрейтинг вузоволимпиадырецензияОльга Васильевавыпускнойкаталог сочиненийкуда сходить в выходныеДевятиклассникамлицензияолимпиадапутешествиялицей 393Школа 2 БерезовкаРостов-на-ДонуКем быть?советылитератураЛето в городах РоссииМинистерство образованиякиноэкзаменАлые парусаПроекториякарантинКуда сходитьЛучшее на СтенеДля гуманитариевИТМОчто посмотретьНовый годжурналистикаитоговое сочинениеМного платятВПРВсероссийские открытые урокиегэ 2017подготовка к ЕГЭИван Трояновкуда пойти учитьсярейтинглайфхаккуда поступатьАкадемическая гимназия 56музыкаличный опытфестивалькнигиРособрнадзорНа практику — в ПУ!вузыработаСПбГУКонцертНовыеКаталог вузовисследованиеуниверситетШкола 151подготовка к ЕГЭфизикапоступлениеВыходныеМинистр образованияприемная кампанияисториявсё о поступлении 2019ВУЗаккредитациядистанционное обучениепрофориентацияэкзаменыКак сдать ЕГЭВостребованныеувлечения75 лет ПобедыУчительволонтерстворусский языкпабликаторОГЭсоветы психологаВШЭИгра престоловКаталог профессийинтервьюгимназия 19 ОрелЕГЭ 2018каникулыстудия журналистики Калининского р-наСочинениевыставкакак прошли ЕГЭ-2018подготовка к ОГЭ
4 главных ошибки в школьных сочинениях: найти и исправить

4 главных ошибки в школьных сочинениях: найти и исправить

25.03.2021 | Пять углов
Просмотры
277

Сочинение вызывает отчаяние у школьников и ужас у родителей. Кажется, что сложного? Сядь и напиши текст по заявленной теме. Действительно, не нужно быть одаренным литератором, чтобы создать качественное сочинение. Однако на пути нередко встречаются сложности.

Анастасия Бучко, академическая руководительница направления русского языка в онлайн-школе для детей и подростков Skysmart, собрала типичные проблемы, с которыми сталкиваются почти все ученики, и рассказала, как их исправить.


Школьники не знают, о чем писать

 

Бывает так: ребенок садится писать про красоту пейзажа зимним утром, но в итоге рождается только одна строчка «Зима - это красиво!». Белый лист настолько пугает его, что он успешно забывает о задании, внезапно вспоминая о нем уже утром, по пути в школу. Или ночью, если повезет.

 

К сожалению, большинство ребят испытывают проблемы не только с процессом написания, но и с подготовкой к нему. Неумение сформулировать тему и продумать подачу текста сочинения - проблема не уникальная. Вот вроде бы и ясно, что надо рассказать про девочку, которая сидит за столом с персиками. Но что про нее рассказывать? 

В итоге текст превращается (в лучшем случае) в инвентарную опись: девочка, глаза, уши, нос, рот, стол и персики.

 

Как исправить?

Попробуйте составить список всего, что можно сказать по теме сочинения. На этом этапе не должно быть никакой редактуры, подойдут любые мысли. Например, при подготовке к сочинению по картине перечислите все ее элементы, затем подписать к ним прилагательные, удачные сравнения, добавьте то, что известно об авторе и его технике работы, а также не забудьте рассказать о своих впечатлениях от увиденной картины.

 

Нет плана текста

 

Случается и другая ситуация: мыслей так много, что они мешаются и создают ощущение бешеной скачки. То мы рассказывали про комнату, следом переключились на родителей, а вот уже говорим о любимой игрушке. Остановить такой поток бывает довольно сложно, отчего текст превращается в мешанину из мыслей, не связанных общей идеей.

 

Как исправить: 

Составьте план текста. Это главный рабочий инструмент, помогающий поддерживать логику повествования. 

Начать надо с того, какую мысль хочется донести до читателя, к какой конечной точке прийти. После этого прописать аспекты, о которых надо рассказать по пути. Расположите их в логической последовательности. Например, чтобы рассказать про красоту зимнего утра (конечная точка), нужно сказать, когда это утро было, что первое бросилось в глаза, что вы разглядывали, какие эмоции у вас это вызвало. Важно систематизировать мысли, чтобы вести читателя за собой.

 

Немедленно редактировать

 

Вот вы сели за первое предложение. Закончили его, начали писать второе, но все никак не можете подобрать нужные слова, сформулировать мысль правильно. Муки продолжаются несколько десятков минут, силы покидают, и вы в отчаянии бросаете ручку на пол.

К сожалению, очень часто дети (да и взрослые) пытаются написать сразу хорошо и красиво. В итоге мы утопаем в попытках редактуры до того, как текст написан. Стоит ли говорить, что с таким подходом сочинение станет самым ненавистным упражнением?

 

Как исправить: 

Надо писать так, как идет мысль! Повторы, логические нестыковки или ошибки написания исправляются уже после того, как текст создан полностью. Можно пометить спорные моменты галочкой, но не заниматься редактурой с самого начала. Это мешает развитию текста и отвлекает от цели. Простое правило: сначала пиши, потом редактируй.

 

Нехватка словарного запаса

 

Сложно описывать предмет, когда в арсенале есть только наречие «очень» и прилагательное «красивый». От этого текст сочинения превращается в скучное перечисление того, что прекрасного увидел автор. Конечно, за такую работу ни один учитель не поставит заветную 5. Снижают качество текста и однообразные синтаксические конструкции («Девочка была одета в синее платье. На платье были красивые узоры»), и непонимание, как использовать в тексте разные средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения и т.д.

Как исправить: 

Развитие словарного запаса – задача сложная, ей необходимо заниматься постоянно. Для особых случаев, когда времени не так много, а текст надо сдать ребенку уже завтра, первым делом определите, какие слова используются в тексте слишком часто, и  к ним подберите синонимы. 

А для разнообразия синтаксических конструкций можно использовать прием «скажи по-другому». Русский язык позволяет нам изменять порядок слов и играть с интонацией. Уже эти две процедуры сделают работу живее и интереснее.

 

 



Комментировать

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое