Недавно стало окончательно известно: одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение 15 апреля. Чем ближе знаменательный день, тем волнительнее: свободное время занимает подготовка к ЕГЭ, а из школьной программы по литературе в голове остались только дуб из «Войны и мира» и топор Раскольникова. Но не всё так страшно. Никто не найдёт волшебной пилюли со знаниями, однако есть возможность сэкономить время и посмотреть экранизации известных произведений. Они не заменят книги, но помогут вспомнить основные события и ключевых персонажей. Собрали фильмы, которые облегчат подготовку к итоговому сочинению.
«Убить пересмешника» (1962)
Направления: «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой»
Это чёрно-белая кинокартина, которую максимально приблизили к первоисточнику. Создатели экранизации сохранили и атмосферу произведения, и сюжетные линии, а сценарист Хортон Фут перенёс в фильм повествование от лица одной из героинь. Эта история универсальна благодаря широкому кругу тем, которые поднимаются в романе: расовое и социальное неравенство, несправедливость, предрассудки, перемены в обществе, взаимоотношения родителей и детей, взросление и становление личности.

Направления: «Забвению не подлежит», «Разговор с собой»
Это англо-норвежский фильм о жизни заключённых в советском исправительно-трудовом лагере. Картина длится менее двух часов, однако сценарий почти не отклоняется от первоисточника. Писатели редко хвалят экранизации произведений, но Александр Исаевич Солженицын подчёркивал, что создатели фильма поняли и передали страдания лагерников. Они показали жизнь осуждённых, которую годами наполняли страх, голод и холод. Из недостатков фильма Солженицын упомянул лишь слишком чистые телогрейки на актёрах.

Направления: «Я и другие», «Разговор с собой»
Это восьмисерийный фильм, снятый по одноимённому произведению Михаила Юрьевича Лермонтова. Он охватывает все главы романа. Несмотря на некоторые расхождения с книгой, картина отражает все основные события произведения и точно передаёт образы персонажей. Особое внимание уделяется характеру Григория Печорина. Образ главного героя дополняет закадровый текст, который повторяет лермонтовские строки из романа.

Направления: «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой»
Телевизионный спектакль по роману Джека Лондона длится три часа и не вмещает в себя всей книги, но передаёт главные события. Эта история о простом моряке будет полезна при подготовке к нескольким направлениям. Мартин Иден — главный герой произведения, который влюбился в девушку из состоятельной семьи и решил стать писателем и добиться успеха, несмотря на происхождение. Жизненный путь персонажа заставляет задуматься о том, как найти своё место в жизни и не потерять себя.

Направления: «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой»
Создатели советской экранизации передали все события романа и дословно воспроизвели цитаты из книги. Фильм поможет понять главные идеи произведения о взаимоотношениях поколений, нигилизме и любви. Одно из преимуществ картины — подбор актёров. Владимира Богина не раз называли лучшим экранным Базаровым: тургеневский герой в его исполнении не только нигилист, который не признаёт авторитетов, но и человек, способный на любовь. Длится фильм 3,5 часа и состоит из четырёх серий.

Направления: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Разговор с собой»
За близость к тексту Михаила Афанасьевича Булгакова сериал полюбился и зрителям, и критикам. Авторы картины поставили перед собой задачу наиболее полно передать содержание романа. Они перенесли на экран не только диалоги персонажей, но и часть авторских слов. В экранизации их произносят герои сериала. На экране сохранилось существование трёх миров, каждый из которых показали в определённых цветах: Москва — в тонах сепии, Ершалаим — в красных и жёлтых оттенках, «чудеса» свиты Воланда — в красках. Особо в сериале подчёркивается связь образов Мастера и Иешуа: роль Мастера озвучил Сергей Безруков, который сыграл Иешуа.

Направления: «Время перемен», «Разговор с собой»
Если первую экранизацию романа Джорджа Оруэлла обвиняют в упрощении и романтизации антиутопии, то вторую считают удачной из-за бережного отношения к первоисточнику и сохранения его атмосферы. Создатели фильма не перенесли на экран все мысли и чувства книжных героев, но уделили особое внимание сюжету и ярким образам персонажей. В фильме изображается борьба тайной организации с жестоким тоталитарным режимом, в центре событий — влюблённые, которым запретили любить. При подготовке к итоговому сочинению роман будет полезен благодаря нравственным и философским проблемам, которые ставятся в нем.

Направления: «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой»
Двухсерийный фильм-спектакль — сокровище для выпускника. Постановка в точности соответствует тексту пьесы, а игра артистов помогает понять идею комедии. Просмотр картины подойдёт как для освежения сюжета в памяти, так и для знакомства с ним.

Направления: «Я и другие», «Разговор с собой»
Современная экранизация романа смотрится легко и передаёт основную мысль произведения. Создатели сериала следовали логике романа и практически полностью сохранили сюжет. Поступки персонажей будут понятны даже тем, кто не знаком с литературным первоисточником. В истории о бедном студенте, который убил старуху-процентщицу из-за желания испытать себя и проверить теорию о «необыкновенных» людях, ставится много проблем. Среди них — нравственный выбор, влияние общества на человека, оторванность от других людей.
