Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
На дистанции
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Как сдать ЕГЭвузыфестивальспектакльОГЭличный опытРособрнадзорЛучшее на СтенеСочинениеканикулысоветы психологаВУЗитоговое сочинениекаталог сочиненийлитератураисследованиеприемная кампанияолимпиадажурналистикакнигиегэ 2017рецензияпоступлениеОльга Васильеваподготовка к ЕГЭКуда сходитьМГУНовыекинокуда сходить в выходныепабликаторЕГЭ-2022Ростов-на-Донурусский языкподготовка к ОГЭШкола 151Алые парусаобразованиеКаталог профессийвсё о поступлении 2019волонтерствоопрослицензияМинистерство образованиякарантинрейтингШкола 2 Березовкарейтинг вузовПроекториясоветыЛето в городах РоссииНа дистанцииВШЭмузыкаКонцертисторияуниверситетувлеченияфизикаУчительолимпиадыинформатикаКаталог вузовИван ТрояновНовый годстудия журналистики Калининского р-наинтервьюМинистр образованияэкзаменыпутешествияработаНа практику — в ПУ!Для гуманитариевгимназия 19 Орелкем бытьпрофориентацияИгра престоловподготовка к ЕГЭэкзаменИТМОВсероссийские открытые урокиЧто почитатькуда поступать75 лет Победычто посмотретьАкадемическая гимназия 56ДевятиклассникамВПРвыпускнойшколаВостребованныеСПбГУвыставкалайфхакВыходныеЕГЭ 2018как прошли ЕГЭ-2018Много платятаккредитация
ЕГЭ по литературе 2022: что изменилось

ЕГЭ по литературе 2022: что изменилось

Рассказывает Екатерина Горелова, СПбГУП, г. Санкт-Петербург

Просмотры
560

25 августа ФИПИ опубликовал перспективные модели ЕГЭ-2022. Изменения коснулись многих предметов, в том числе и литературы.

Из основного: вместо 17 заданий осталось 12, время на их выполнение прежнее — 3 часа 55 минут. Это, конечно, радует: выпускники теряют много баллов именно из-за нехватки времени. Но, вопреки ожиданиям сдающих, сократили количество не сочинений, а тестовых вопросов: из 12 их осталось только семь. 

Количество заданий с развернутым ответом прежнее: четыре мини-сочинения, два из которых — анализ прозаического или лирического произведения, оставшиеся — вопросы на сопоставление. Но появилось преимущество: в заданиях 5 и 10 (бывших 8 и 15) выпускникам предлагают две темы на выбор. Теперь можно найти для себя более легкий вопрос и ответить на него.

Задания 6 и 11 (бывшие 9 и 16) также упростили. Вместо привычных двух произведений на сопоставление необходимо привести только одно. Более того, можно расписать на выбор или сходство, или различие и даже использовать зарубежную литературу! Последнее, правда, как радует, так и пугает многих выпускников, потому что возможность приводить произведения не только отечественных авторов влечет за собой и увеличение списка обязательной литературы в кодификаторе. Теперь в нем появился отдельный раздел с творчеством Чарльза Диккенса, Джорджа Оруэлла, Эриха Марии Ремарка и других известных писателей. Во втором блоке первой части можно увидеть поэзию Уильяма Шекспира или Джорджа Байрона.

Что касается второй части, то структура 12 (бывшего 17) сочинения осталась прежней. Изменилось только количество тем: к привычным четырем на выбор добавилась еще одна. Номера 12.1–12.4 все так же соответствуют различным временным промежуткам и включают в себя произведения определенного периода, а 12.5 теперь посвящен, по словам руководителя комиссии по разработке КИМ ЕГЭ С. А. Зинина, «диалогу искусств». Специфика этой темы в том, что экзаменуемый должен рассмотреть предложенный текст с точки зрения связи литературы с другими видами искусства, указанными в формулировке задания. Также повышены требования к объему сочинения, минимальное количество слов теперь — 200.

В требованиях тоже появились некоторые изменения. С 2022 начнут оценивать грамотность выпускников. По этому критерию суммарно во всех сочинениях можно набрать от 0 до 5 баллов. Также один первичный балл добавился в 12 сочинении за терминологию.


Вилия Эйтутис, преподаватель онлайн-школы подготовки к ЕГЭ по литературе, прокомментировала такие масштабные изменения в экзамене:

— ЕГЭ по литературе не менялся с 2018 года, если не считать преображение седьмого задания в 2021. Но тогда добавили только несколько первичных баллов и ввели пару дополнительных критериев. Выходит, с прежним форматом мы жили давно, а с кодификатором, который был, еще дольше. Я приемлю изменения, потому что они влекут за собой развитие. Соответственно, если меняются экзамены, это значит, что над их сутью, по крайней мере, думают, пытаются ее улучшить. Вот неактуальность — самое страшное, что может быть.

Как отразятся такие изменения на результатах выпускников, мы не узнаем, пока не пройдут первые проверки работ: хотя бы пробников или «досрока». Кажется, что баллы должны возрасти, ведь заданий стало меньше, но количество убавилось за счет самых легких тестовых вопросов, на которых многие ученики и «вывозили» экзамен. Также пока неясно, как эксперты будут оценивать новый формат сочинений, насколько лояльно будут относиться к грамотности.

Что касается самих заданий, самое крутое, что здесь появилось, — выбор. Раньше никто не спрашивал у выпускника, на какую тему он предпочтет поразмышлять и что хочет проанализировать в маленьких сочинениях. Сейчас же экзаменуемый сам может решить, где он комфортнее и увереннее себя чувствует, в разборе смысла текста или поиске средств художественной выразительности, и работать в этом направлении. 

Далее: в сочинениях на сопоставление теперь можно приводить не два произведения, а одно. И снова это значительно облегчает жизнь выпускнику. Однако, с другой стороны, критерии по сопоставлению этих произведений и привлечению текста из них становятся жестче. То есть создатели ЕГЭ начинают смотреть не на количество написанного, а на качество, и это здорово.

Если говорить о второй части, то там и так, на мой взгляд, было достаточно много тем на выбор. Сейчас к ним добавили еще и пятую, которая связана с «диалогом искусств». То есть теперь выпускник не должен ограничиваться только литературой, у него есть возможность обратиться к театру, кинематографии, живописи. Такие темы подойдут для будущих режиссеров, художников, танцовщиков — тех, кто хочет реализовать свой творческий потенциал.

Когда что-то меняется и заставляет человека выходить из зоны комфорта, это всегда не очень приятно, где-то даже страшновато. Но нужно обязательно научиться видеть в этом положительные стороны. Я склоняюсь к тому, что ЕГЭ-2022 по литературе — это такой всплеск творчества, больше свободы и возможностей.



Гость
Очень полезная статья, просто и ясно изложена, и есть позиция, осмысление. Катя, ты — молодец! С.Г,
28 августа 2021
Ответить
Ответить
Комментировать

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое