25 августа ФИПИ опубликовал перспективные модели ЕГЭ-2022. В экзамене по английскому языку изменились блоки «Письменная речь» и «Говорение». Остальные задания не поменялись, поэтому стратегия подготовки к ним остаётся прежней. Однако разделы, которые вызывали трудности у выпускников, стали сложнее. Рассказываем, как с ними справиться.
Письменная речь
Раздел 4 состоит из двух вопросов с развёрнутым ответом. В задании 39, в письме, изменилась форма, однако фактически оно осталось прежним. Теперь нужно написать не обычное, а электронное сообщение другу по переписке. Поэтому надо выполнять структурные правила: от кого («From»), кому («To»), тема («Subject»). Ничего сложного: только списать «шапку», которая предложена в задании, и поменять email.
Надо помнить об особенностях электронного письма: не указывать дату и адрес, ссылаться на предыдущие контакты. Все остальные пункты остаются прежними: нужно ответить на вопросы друга и спросить его о событии из жизни. Важно соблюдать нормы вежливости и не использовать слова разговорного стиля. Максимальное количество баллов за задание не изменилось — 6. Объём тоже не поменялся: строго 90–154 слова.
Задание 40 изменилось сильнее. Теперь выпускникам надо проанализировать данные из таблицы и предложить решение проблемы. Ученики по-прежнему могут выбирать из двух предложенных тем эссе.
Сложности могут возникнуть с выявлением проблемы. Пока непонятно, должна ли она быть связана с темой проекта, или можно придумать любую. Скоро составители выпустят рекомендации по выполнению заданий, в которых всё будет чётко прописано. Однако заранее надо настраиваться на то, что проблема выявляется на основании таблицы или диаграммы. А все особенности, описываемые во втором и третьем абзацах, так или иначе должны на неё работать. Максимальное количество баллов за задание не изменилось — 14. Как и в случае с письмом, объем сохранился: строго 180–275 слов.
План ответа есть в бланке:
1 абзац: тема доклада и его цель;
2 абзац: выявление двух-трех основных фактов из данных в таблице или диаграмме (пишем о двух значениях: самом низком и самом высоком);
3 абзац: упоминание одного-двух существенных сравнений (сопоставляем два пункта, у которых значения максимально одинаковые);
4 абзац: формулирование возможной проблемы, связанной с данными;
5 абзац: вывод и личное мнение о важности проблемы (говорим о теме проекта в общем).
Говорение
В этом разделе больше всего изменений: некоторые задания совершенно новые для ЕГЭ. Давайте разберемся, что поменяли и как к этому относиться.
Заданий по-прежнему четыре: чтение текста вслух, условный диалог-расспрос, условное диалог-интервью, обоснование выбора иллюстраций к проектной работе и выражение мнения по её проблематике.
Первое задание не изменилось. Посмотрим, что пишут составители об остальных.
В задании №2 количество вопросов уменьшили с пяти до четырех, вместе с этим сократилось и максимальное количество баллов — их также стало четыре. Единственное, на что здесь стоит обратить внимание, — критерии: задаваемый вопрос должен иметь «правильную грамматическую форму прямого вопроса». Иными словами, никаких косвенных вопросов. Всё просто и по существу. Этот критерий не новый, однако на нём чаще всего спотыкаются выпускники.
В третьем задании (условный диалог-интервью) нужно ответить на пять вопросов на актуальную тему. Каждый ответ на вопрос интервьюера оценивается от 0 до 1 балла. Раньше на месте третьего задания было описание картинки. Для многих оно становилось камнем преткновения: надо было придумать историю из личной жизни и связать её с фотографией. В стрессовых же ситуациях фантазия работает с перебоями. Поэтому, возможно, интервью будет более простым заданием, тем более, что оно взято из ОГЭ. Уж если с ним справляются девятиклассники, то людям со средним общим образованием оно не должно доставить проблем.
Основные правила:
1. Должен быть дан полный и точный ответ на заданный вопрос (две — три фразы);
2. Лексически, грамматически и фонетически надо оформить ответ так, чтобы не возникло сбоя в коммуникации;
3. Ответы, данные одной фразой, одним словом или словосочетанием, не засчитываются;
4. Некоторые реплики интервьюера могут содержать два вопроса; надо ответить на оба вопроса в целом двумя-тремя фразами.
В задании 4 предлагается оставить голосовое сообщение другу, вместе с которым ты якобы делаешь проектную работу. Надо кратко описать две фотографии-иллюстрации к теме проекта, обосновать выбор и выразить мнение по теме проектной работы. Максимальное количество баллов за выполнение задания 4 — 10.
Это — значительное изменение в устной части. Не до конца разработанные критерии и спорно сформулированные условия оставляют огромное поле для размышлений.
Остановимся на том, что известно точно:
1 аспект: приветствие и упоминание проекта;
2 аспект: краткое описание фотографий (минимум две детали, связанные с темой проекта);
3 аспект: различия между фотографиями (минимум два различия, связанные с темой проекта);
4 аспект: достоинства и недостатки (1–2);
5 аспект: объяснение того, как фотографии иллюстрируют проект;
6 аспект: мнение по теме проектной работы (выбрать строго одну сторону и объяснить почему);
7 аспект: прощание.
Говорить можно не более 3 минут.
Главное — помнить о привязке к теме проекта. Различия между фотографиями, их достоинства и недостатки — всё должно иллюстрировать проект, иначе теряются баллы по критерию «Организация высказывания» за логику.
Чем пятый аспект отличается от второго, пока неизвестно. В критериях не сказано, можно ли повторять аргументы и снимут ли за это баллы. Остаётся надеяться, что методические рекомендации разъяснят и уточнят критерии проверки. Однако в целом это задание кажется интереснее шаблонного сравнения двух картинок.
Время на письменную часть увеличено на 10 минут, на устную — на 2 минуты. В итоге выпускникам отводится 3 часа 10 минут в первый день экзамена и 17 минут — во второй.
Так как время выполнения письменной и устной частей работы увеличено всего на 10 минут и 2 минуты соответственно, изменения в экзамене вряд ли можно считать критическими. Значит, каждый может сдать ЕГЭ по английскому языку на высокие баллы — надо только начать подготовку как можно раньше.
Рассказывает Елизавета Кострицкая, МБОУ «Лицей», г. Протвино