Вы встречали людей, которые считают, что «ЕГЭ — просто тесты, которые легко решать»? Ляйсан Хутова, создательница курса для подготовки к ЕГЭ по русскому и автор YouTube-канала, говорит: «кажется, такие люди КИМов никогда не видели, не в курсе, что такое сочинение на ЕГЭ». И поясняет: «Нельзя написать сочинение на максимум и не быть при этом грамотным человеком, который умеет логично мыслить». С Ляйсан мы поговорили о справедливости системы ЕГЭ, ее плюсах и минусах, о подготовке к испытанию по русскому.
«ЕГЭ гораздо объективнее испытания в вузах»: о справедливости экзамена
— Странно говорить, что в целом экзамен плох: ЕГЭ проводится под камерами, списать и правда нереально. Тестовую часть проверяют компьютеры, вторую — эксперты, которые не знают автора работы. Так что, по-моему, ЕГЭ гораздо объективнее испытания в вузах, где всегда может сыграть роль человеческий фактор.
Если смотреть на задания, то, например, ЕГЭ по русскому мне кажется вполне сбалансированным. Хотя и минусы есть: иногда хочется поспорить с составителями по поводу ответа. Если с пунктуацией, орфографией все ясно, то задания к тексту (22 в частности) иногда ставят в тупик. Сложно привести точный пример: варианты прошлых лет давно не публикуют, а ребята, приходя с экзамена, лишь пересказывают формулировки. Еще бывают трудности с 23 номером, с заданием по тексту. Например, на вопрос «поясняет ли предложение 8 предложение 7?» ребята отвечают отрицательно и приводят убедительные аргументы, а ФИПИ видит там пояснение. Иногда я согласна со специалистами, но это такой уровень анализа, которого нельзя требовать от одиннадцатиклассников.
Другой минус — кому-то достаются легкие тексты, а кому-то такие, что и филолог не сразу «раскусит», это несправедливо. Я бы попыталась привести все варианты к одному уровню: пусть сложному, но одному.
Что касается возможной отмены ЕГЭ, если ему на смену придет формат, который позволит оценить знания ученика более объективно, буду рада. Но я точно не за традиционный вариант, когда в каждом вузе было свое испытание и свои критерии оценивания. Это осталось в прошлом. Готовиться к единому экзамену по предмету, как мне кажется, логично и правильно.

«Кто-то платит за план подготовки деньгами, а кто-то — старанием и временем»: о подготовке к экзаменам
— Надо признать, что абсолютной справедливости в современной системе нет: лучшие репетиторы сейчас у тех, у кого больше денег. Однако многие хорошие преподаватели создают бесплатный качественный контент, нужно только его найти. Но самостоятельно искать материалы и составлять программу занятий — дело не для ленивых. Выходит, кто-то платит за план подготовки деньгами, а кто-то — старанием и временем.
Получить хороший балл «бесплатно» точно можно: мне каждый год приходит много сообщений от ребят, которые заработали высокий результат после просмотра моих видео на YouTube. Так и пишут: «денег на репетитора не было, а вот мотивация и интернет были». Каналов, подобных моему, много, так что и выпускников таких должно быть тоже немало.

«Экзамен чуть-чуть усложнили, но сильные ученики разницы не заметят»: об изменениях в ЕГЭ по русскому языку
— Судя по проекту ФИПИ, в этом году ЕГЭ чуть было не изменился в худшую сторону. Новое задание как раз было неоднозначным: там требовали понимать, что такое пояснение, причина, следствие. А это уже логика, она, конечно, нужна, но не за счет же русского «выезжать». Надеюсь, это задание так навсегда в проекте и останется. В итоге изменения оказались закономерными и незначительными: экзамен чуть-чуть усложнили, но сильные ученики разницы не заметят.
Если бы ЕГЭ меняла я, добавила бы устную часть. Некоторые ребята прекрасно говорят, но плохо пишут, у других — ситуация противоположная. Хочется, чтобы сильные стороны учеников заметили. Хотя проявить себя на экзамене можно: например, написать оригинальное сочинение или привести интересный аргумент. Но есть риск, что такая работа принесет меньше баллов, чем рассуждение сухое, написанное строго по критериям. И дело даже не в проверяющих — в пылу творчества легко забыть о запятых и необходимых элементах сочинения. Да и время экзамена ограничено, а короткую сухую работу на максимальный балл написать можно довольно быстро. Словом, это вопрос практичности и правильной расстановки приоритетов.

«Не опустить руки — самое трудное»: советы по подготовке
— Сложности у учеников каждый год одни и те же: надо запомнить большое количество материала, разные правила, исключения, структуру сочинения, паронимы и ударения в словах, на это нужно время. Конечно, мотивация тоже важна: не опустить руки — самое трудное. А очень сложных заданий в ЕГЭ нет.
При разборе тестовой части я бы посоветовала обращать внимание не на задания, а на темы. Иногда ребята при подготовке решают задание верно в 80% случаев и думают, что это отличный результат. Однако это означает, что на ЕГЭ в этом задании может случиться «осечка». Чтобы не надеяться на удачу, нужно разобрать тему, которая не до конца ясна.
И обратите внимание на сочинение: его нельзя написать на максимум без подготовки. Думаю, те же филологи не поняли бы, чего от них хотят, если бы видели только формулировку задания. А вот после того, как посмотришь на образцовую работу, многое становится понятно. Стоит ли удивляться, что клише из таких работ кочуют из сочинения в сочинение?.. Но клише — несколько слов, все остальное нужно писать, причем уже самостоятельно. Еще раз скажу: написать сочинение на максимум может только человек грамотный, поэтому не откладывайте подготовку.
Из разговора с Ляйсан становится понятно: ЕГЭ — достаточно справедливая система, а сдать на отлично экзамен по русскому по силам каждому. Подтверждение тому — 63 стобалльника в этом году, готовиться которым помогала Ляйсан. А читателям мы напоминаем: самое главное — грамотно выстроить план занятий и запастись временем и мотивацией.