Молодая учительница младших классов отходит от доски и не раздумывая говорит мне о том, что методика обучения в государственной школе давно устарела. Лучший вариант для получения образования – это альтернативные школы. Задумываюсь: почему? Ведь сейчас проводится так много реформ образования, и они, вроде как, идут на пользу ученикам. Но, немного пообщавшись в Анной, понимаю: проблема в одинаковом отношении к ученикам. Об индивидуальном подходе в классе из тридцати человек не может быть и речи. Да и какой учитель станет следить за каждым ребенком за зарплату в тридцать тысяч?
Современным школьникам и правда не помешало бы альтернативное образование, в котором они смогут понять свои интересы и в котором они будут услышаны. В таких школах и выпускники успешнее, и у детей психологических проблем поменьше.
Кстати, и выпускники педагогических университетов сегодня тоже смотрят в сторону нового образования. Почему? Об этом нам рассказала сама Анна.
Анна Брецкая: Мне всегда хотелось помогать детям быть более счастливыми, а для этого нужно подходить к воспитанию и обучению осознанно. А обычно учителя в общеобразовательных школах не обращают внимания на внутренний мир ребенка, это же «не по программе».
Когда я училась на педфаке, мои ожидания о современной методике образования, мягко говоря, испарились. Мы много времени проводили на практике и наблюдали за тем, как педагоги готовятся к урокам: помимо планов уроков на неделю, месяц и год нужно было вести журналы о посещении, успеваемости и общаться с родителями. Вишенка на торте бесполезной траты времени это денежные сметы: кто сдал на шторы, театр, праздник, канцелярию в класс и так далее. Почему учитель должен всем этим заниматься? Государственные школы считают, что вести отчеты обо всем на свете важнее, чем заниматься с детьми. За этим всем банально не остается времени на качественную подготовку к уроку. К концу четвертого курса было понятно, что работать в такой атмосфере невозможно, и я подумала найти место, где никто не будет отвлекать учителя от его непосредственной задачи - обучать детей. Я решилась устроится в частную школу учителем младших классов. Главный показатель того, что я не ошиблась в своем выборе это отношение учеников к школе. Дети хотят возвращаться в класс, им нравится учебный процесс, общение с тьюторами (учителя, проводящие дополнительные занятия в более неформальной форме). Педагоги в этой школе полностью вовлечены в работу с учениками, видно их любовь к детям.
В традиционных школах у педагога нет вариантов отстать от программы, максимум – можно идти быстрее и это влияет на качество обучения ребенка. Как поступают у вас с детьми разного уровня развития?
Анна Брецкая: В частных школах тоже есть план и программа, но здесь учитывается свобода выбора детей. Есть случаи, когда ребята сами настаивают на определенной теме занятия, даже если она более сложная или легкая. Отойти от программы не страшно. Конечно, это проще делать, когда в классе максимум 10-12 человек, а не 30-40. В школах с альтернативным образованием преуспевающим детям дают знания повышенного уровня. На уроке есть возможность выбрать себе задание сложнее или полегче. Так, у детей не происходит сравнивания себя с другим учеником: «Я хуже него», «Я ничего не смогу», «Он лучше меня». А стабильная самооценка и отсутствие мыслей о собственной никчемности может быть куда важнее зазубренного материала.
Получается, что если с математикой ребенок справляется отлично и берет задания сложнее, на русском он может быть очень слабым и брать задания легче, а выполнив их, он понимает, что и там, и там молодец, формируется представление, что он лучше себя вчерашнего. В традиционных школах такое редко бывает.
А сами программы в частных школах такие же, как в государственных, только сборные. Перед тем как поступить в первый класс дети проходят тестирование, и по его результатам консилиум педагогов выбирает учебные программы на год. Мы комбинируем урок из разных программ, и на выходе это позволяет детям знать больше. К сожалею, обычная общеобразовательная школа всего этого лишена. Вопрос стоит в том, чтобы просто подготовиться к занятию и следовать плану, который был зафиксирован год назад. Дидактический материал заменяется на более простой, потому что педагог не успевает сделать необходимое количество нужных пособий.
Анна Брецкая: Я уже говорила, что в частной школе
никто не заставит учителя отвечать за сбор денег на праздники, культурные
мероприятия вне школы, пособия и прочее. За это отвечает отдельный человек.
Так, его рабочие часы распределены на задачи, связанные с обучением ребят. Поэтому
учитель может более творчески подходить к уроку: например, у меня обучение строится
на творческих занятиях и проектах, научные экспериментах, просмотре научно-популярных
фильмов. Это помогает углубленно понять тему. Поэтому-то и сами дети на уроках
мотивированы в получении знаний, ведь они знают, где они могут их применить. Никто
не боится просить помощи там, где у них что-то не получается.
А еще в нашей школе нет пятибальной системы оценки, работы могут быть либо зачтены, либо нет. Конечно, чаще всего ребята получают листы с зачетом, а ошибки, если они есть, указываются. Есть еще специальные занятия по тренировке навыков: там ученик может подойти к любому педагогу и попросить объяснить ему задание или сложную тему. Часто во время таких занятий у ребят возникают идеи проектов, позже мы их обсуждаем с классом, распределяем обязанности и реализуем идею.
Вне уроков мы всегда разговариваем об эмоциях детей, и они учатся определять свое психологическое состояние, анализировать поведение и лучше понимать себя и свои желания. Это важно для подрастающих ребят, а в общеобразовательных школах этим вниманием дети точно обделены.
Альтернативная школа дает много свободы в обучении, развивает личность, а не травмирует пустой зубрежкой, низкими оценками и равнодушным отношением преподавателя. Меня радует то, что ученики любят свою школу и живут по правилу «Мы должны быть лучше, чем вчера».