Сейчас в мире примерно 70 млн людей, которые проходили или проходят онлайн-курсы. Тренд на непрерывное образование набирает обороты, и совсем это число может увеличиться до 200 миллионов. Но не все так гладко, как казалось бы: увеличение курсов приводят к «инфоциганству» - блогеры продают чек-листы, которые должны сделать из вас профессионала чуть ли не за пару дней. Возможно ли это? Конечно, нет.
Чем отличается инфоцыганство от качественного онлайн-курса?
1. Экспертностью автора
И запомни - она не измеряется в количестве подписчиков. Бывают и хорошие эксперты с маленькой аудиторией, которые успешно доводят клиента до нужного результата.
У таких блогеров, как правило, много работы, поэтому и мало времени на развитие собственного контента. К тому же, блогеры с маленькой аудиторией работают на репутацию, на развитие и прибавление активной аудитории, что играет для нас важную роль.
В данном случае мы скорее всего получим качественный продукт, потому что логичнее создавать и заботится о качестве, в другом случае привлеченные подписчики, ученики, слушатели, мало того, что пользоваться не будут, но еще и отвлекут необходимую аудиторию своими гневными комментариями.
2. Личными достижениями автора
Именно это и важно! Не достижения учеников или спикеров курса, а именно личные! Мы же с вами точно знаем имена Аристотеля, Платона, Энштейна … много таких, и тут уж точно реклама не нужна. Открой они онлайн курс в наше время, даже с нулевой аудиторией, места бы забронировали на много лет вперед!
3. Количеством часов, выделенных для обучения
Если мы рассматриваем курс, который, например, обучает вас новой профессии, он не может длится неделю. Мало того, что пикеру нужно тщательно отобрать материал, скинуть его экспертам, так еще и наш мозг должен узнать, осознать и только потом применить полученные навыки. А на финальном этапе еще и оценить свои знания. А что мозг может «переварить» за неделю?
Нет, если вы идете на курс по наращиванию ресниц, созданию дизайна ногтей, то да, вы вполне можете обучиться этому навыку за неделю, но заметьте это будет лишь теоретический навык, ведь практику в онлайн -школе пройти достаточно сложно. Что вы почувствуете, если вас будет обслуживать именно такой специалист?
4. Уникальностью, эксклюзивностью
Да, тут может возникнуть внутренний конфликт, что все уже изучено, открыто, сказано. Какая уникальность?
Но она должна быть в подаче, примерах, способах применения. Вам должны предлагать что-то новое, альтернативное. Скажем, монтировать видео в новом редакторе, или снимать в необычных ракурсах. О чем вы сами и не подумали бы.
5. Прогревом
Складывается ощущение, что чем реклама наиграннее, тем хуже курс. Так, конечно, не всегда, поэтому обращайте внимание на то, как блогер/ эксперт «греет» свою аудиторию.
Зачастую «прогреватели» давят на вполне понятные психологические тригеры: жалость, уникальность, выгода. Страх не попасть, «мест осталось прям по пальцам пересчитать», мнимые гарантии о 100% результате из ряда: у меня получилось, и у тебя получится. Естественно «выгодная» цена и конечно, тот самый пресловутый успешный успех. Помните - быстрого успеха не бывает, а мест, скорее всего, хватило бы еще на троих.
Памятка: как выбирать и не запутаться?
1. Помните - ни один эксперт не нарушает законодательства. А это значит, если вы купили курс, вы всегда можете вернуть деньги, если вам не понравится. Конечно, если вы прошли, скажем, весь курс по подготовке к ЕГЭ по истории, но не сдал и теперь требуешь возврат….так не сработает. Зашел, посмотрел, попробовал, если не подошло, вернули деньги.
2. Отслеживайте результаты. Вы должны видеть результат уже во время обучения, а не через 10 лет после.
3. Смотрите реальные отзывы, а не вырезанные из общей переписки. Скажем, они могут быть комментариями под постом от реальных людей. Вы можете даже написать этому человеку и попросить рассказать несколько деталей о курсе.
4. Описание курса должно быть подробное, вам должны рассказать, чему именно вы научитесь, и что сможете сделать, а не просто наговорить о «хороших специалистах за три дня».
5. Ориентируйтесь на конкретный результат. Конкретный- значит, видимый, доступный для оценки, а не придуманный, из разряда выполнения мечт, лежа на диване.
У онлайн-образования есть много плюсов. Важно понимать, что не все онлайн-курсы - это инфоцыганство. Есть достойные продукты, которые приводят к результату. Осознанно подходите к выбору курса, анализируете эксперта, не торопитесь с покупкой и развивайтесь в свое удовольствие!
Учимся отличать качественные курсы от «ловушек блогеров» с Ангелиной Шелиповой, СПбГУ, г. Санкт-Петербург