Что за профессии?
В этом году, по мнению экспертов, специалисты будут нужны в 12 направлениях:
-здоровье;
- урбанистика;
- финансы;
- информационные технологии;
- кибербезопасность;
- дизайн;
- маркетинг;
- логистика;
- Agile (Agile software development, разработка программного обеспечения);
- ESG (Environmental, Social and Corporate Governance, развитие компаний в экологическом ключе);
- юриспруденция;
- менеджмент в сфере досуга.
Причём одни профессии звучат действительно по-новому (биоинформатик, менеджер индивидуальных медицинских программ и консультант по здоровому долголетию), другие, казалось бы, не выглядят слишком уж футуристично: инженер-робототехник, инженер VR и AR, эксперт по защите персональных данных.
Но общую тенденцию уловить всё-таки можно: весь рынок труда стремится к роботизации и цифровизации. То есть если раньше работодатели искали просто «инженеров», «менеджеров по продажам», «юристов», то в ближайшие пару лет их заменят «нейромаркетологи», «форсайтеры», «блокчейн-юристы». Не переживайте, это только звучит сложно, на самом же деле, это всё те же специальности, только с «новомодными названиями».
А что с вузами?
С профессиями определились. А учиться-то где? По мнению кандидата экономических наук, доцента РЭУ им. Г.В. Плеханова Романа Гареева, подготовка специалистов по выделенным в «Атласе» профилям в вузах практически невозможна: программы нужно готовить несколько лет, да и преподавателям «старой школы» переквалифицироваться сложно.
«Я рекомендую абитуриентам обращать внимание на фундаментальные науки, на базе которых сейчас вырастают ключевые технологические направления: математика, инженерия, физика, биология. Именно они дают отличную базу, на которую, как в конструкторе, можно нанизывать гибкие знания».
Чем поможет «Атлас»?
Здесь, казалось бы, всё просто: бери да выбирай, что тебе нравится – точно не прогадаешь. Но нет. Дело в том, что этот список – не универсальный ключик к успеху, он разве что может помочь немного сориентироваться на рынке. Не факт, что вы вообще сможете найти специальности или вакансии с таким названием. Поэтому наиболее верный способ: открыть несколько профессий и посмотреть, какие навыки для них пригодятся. И вперед – обучаться уже им. Причем не важно где: в колледже, университете или на онлайн-курсах. Главное – научиться.
Это тоже своего рода тренд: работодатели смотрят не на то, кто вы такой, а на то, что вы умеете. На ваш «скиллсет», если говорить по-современному. Поэтому при выборе профессии директор по развитию онлайн-университета Skypro Михаил Свердлов советует не угадывать рост спроса на то или иное направление, а «следить, какие дополнительные знания стоит получить, чтобы отвечать ожиданиям рынка труда».
А ещё обязательно посмотри на потребность работодателей в работниках, а не просто на название профессии в «Атласе». Потому что ни один эксперт не знает, сколько свободных мест появится в профессии через пару лет. Вот и придется ходить с красиво названной профессией, но без работы. Потому что на неё уже устроится один твой сокурсник.
«Любой такой прогноз, как ни парадоксально, практически бесполезен для выпускников. В быстро меняющемся мире горизонт уверенного планирования — максимум пять лет. Все остальное — предположения, интуитивные ожидания или представления специалистов и аналитиков», — отмечает директор по учебно-методической части образовательной платформы «ИнтернетУрок» Юрий Гребенюк.
Так что прямо ориентироваться на сиюминутные тренды не стоит. Если, конечно, вы не хотите переучиваться каждые четыре или пять лет. Заглянуть сюда при выборе, конечно, можно, но ни в одном атласе, к сожалению, не будет написано, что вы лучше всего умеете и кем вы хотите стать.