Экранизация одноимённого романа ирландского писателя Джона Бойна вышла на экраны в 2008 году. Фильм получил много наград и стал самой обсуждаемой картиной своего времени. На Чикагском кинофестивале он выиграл приз зрительских симпатий. В Испании получил премию Гойя как лучший фильм Европы. А Марк Херман взял приз в номинации «Лучший режиссёр» за содержание и постановку.
На самом деле, «Мальчик в полосатой пижаме» — фильм, который касается каждого из нас. Изображаемые зверства случились очень давно, в прошлом столетии, и, кажется, что больше они не повторятся. Однако трагизм этой фразы в том, что в реальности она оказывается сарказмом. Чему нас учит «Мальчик в полосатой пижаме»? Разбираемся в этом материале.
История большой дружбы во времена фашистской Германии
События Второй мировой войны в фильме транслируются через невинный и ничего не понимающий в мире жестокости и неравенства взгляд восьмилетнего мальчика Бруно. В мире, где человеческая жизнь ничего не стоит на пути достижения идеологических целей. Ключевым событием для маленького героя, который «любит исследовать», становится случайное знакомство с еврейским мальчиком. Так, не благодаря, а вопреки всему начинается история большой дружбы.
Интересна режиссёрская задумка и операторская работа: каждый мальчик «за решёткой». Бруно — заключён родителями в доме, где нет друзей, а есть лишь надоедливый злой учитель. А Шмуэль — в лагере для евреев, откуда каждый день пропадают люди и «жжётся мусор».
Кадры с забитым окном, воротами дома, оградой, отделяющей мир угнетённых и мир угнетающих, повторяются многократно. Они усиливают мотив замкнутости каждого героя в собственном пространстве.
Марк Херман показывает, что этнические и социальные различия, политический режим и война не должны становиться преградой на пути двух тянущихся друг к другу душ.
Дружба мальчиков самое светлое и настоящее, что есть в фильме. Но это дружба без хэппи энда, с привкусом горечи и противным запахом «горелого мяса»...
Трагедия холокоста и иллюзия счастливой жизни на «ферме»
Наивность восьмилетнего Бруно и вера в лучшее помогают глубже понять трагедию фильма. Герой уверен, что евреи живут счастливо «на ферме»: веселятся, кушают в кафе и трудятся на радость. Казалось бы, не жизнь, а сказка? Однако реальный мир сложнее, чем выдумки, фантазии и картинка на экране. Холокост — страшные страницы в мировой истории.
И фильм интересен в первую очередь тем, что в нём нет открытых сцен насилия. Всё будто скрыто и замаскировано. Создаётся иллюзия «счастливой жизни», где никто не знает о еврейском вопросе. И решение продемонстрировать весь происходящий ужас через призму взгляда невинного ребёнка, в голове которого со временем складывается пазл, цепляет зрителей ещё больше.
Эйса Баттерфилд (Бруно) и Джек Скэнлон (Шмуэль), несмотря на свой возраст, показали хорошую актёрскую игру. Их эмоции, мимика вызовут слёзы сочувствия и умиления даже у самого равнодушного зрителя.
Крик: апофеоз фашизма и крах системы
Правило бумеранга никто не отменял. Запуская машину убийств, в один момент она настигнет и тебя. Ни одна идеология, ни одно «благое» дело во имя истории не могут оправдать зверства одного человека над другим. Зверства, которые не щадят и детей.
«В жизни солдата редко бывает выбор. Для него важнее всего – долг»
Мы не будем раскрывать все карты и говорить о финале, который оставит не самое приятное послевкусие, но точно подтолкнёт к размышлениям и переосмыслению окружающего мира. Главное, что конец доказывает крах системы, поддерживающей и культивирующей насилие.
«Мальчик в полосатой пижаме» — фильм о прошлом и настоящем. То, что было сотни или десятки лет назад можно заметить в некоторой степени и в современном мире. Пытки в тюрьмах, теракты, похищения и «холодные» войны — наша реальность XXI века. И в это время, как бы банально не прозвучало, фильм крайне актуален. Он учит нас доброте и великодушию, показывает настоящую жертвенную дружбу, на которую способны дети. Идея и главная мысль кинокартины в том, что, играя с человеческими жизнями, нужно быть готовым отдать Дьяволу самое дорогое.