За последние месяцы
практически 50% россиян стали больше волноваться. И понятно, почему: каждый день нас окружает столько информации, причем часто-негативной, что совсем неудивительно, что у большинства появляется тревожность и срывы. Вот вам обычная история: листаешь ленту новостей, а там то и дело выстрелы, заявления, фотографии жертв. Хочешь отвлечься, а тревожность только растёт. И даже не потому что сами новости страшные, а потому что их настолько много, что составить чёткую картинку просто не получается.
10 правил медиаграмотности или как правильно взаимодействовать с контентом
Разбираемся вместе с профессором и заведующей кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ Камиллой Нигматуллиной
Читать далее
И чаще всего такому стрессу подвержены люди, постоянно работающие с информацией - журналисты, блогеры, рекламщики. Причем на первых лежит даже большая ответственность: им важно не только не запутаться самому, но и не обмануть своих читателей.
Поэтому мы расскажем, на что стоит обращать внимание, чтобы не вестись на ложные факты и лишний раз не тревожить себя.
ПРОВЕРЯЙТЕ, КТО ОПУБЛИКОВАЛ ИНФОРМАЦИЮ
Посмотрите, это официальное СМИ или неизвестная страница в социальных сетях? Обязательно пролистайте все новости, что были раньше - они не должны касаться исключительно одной темы: в мире происходит множество вещей: и в экономической, и в политической, и в культурной сферах. Так что качественный ресурс будет рассказывать и об образовании, и о социальных проблемах, и об историях отдельных людей. Но если здесь ещё можно сделать скидку на мейнстрим и социальную значимость, то с датами точно всё однозначно.
Отсюда совет №2 – смотри на даты опубликованных материалов: на сайте официального СМИ новости будут и от 2018 года, и даже более ранние. Запомни: ни одно СМИ не будет создаваться только для того, чтобы осветить чей-то конфликт или заслуги одного человека.
К тому же периодически журналисты выдают старую информацию за "эксклюзив" - особенно это касается рассказов об иностранных политических деятелей или звезд шоу-бизнеса. Читатель, как правило, не любит внимательно рассматривать страницу - ему достаточно увидеть броский заголовок и отправить новость друзьям. Но журналист должен быть предельно внимателен даже к таким мелочам.
И, кстати, не стоит вестись на известный логотип или название, ведь сайты-клоны никто не отменял. Посмотрите на URL-адрес и удостоверьтесь, что в нём нет лишних цифр или «полосочек».
Все эти советы относятся не только к отдельным сайтам, но и к страничкам в социальных сетях. Да-да, мы про те сообщения или записи, которые обычно пересылаются через сотни человек в рабочие и семейные чаты. Не поленитесь и посмотрите, что за человек отправил «проверенную информацию» первым: открыта ли у него страница, есть ли личные фотографии или какие-нибудь ещё данные (место работы, дата рождения, родственники).
Если вы сомневаетесь – обратитесь к специальным сайтам, которые проанализируют всё за вас и скажут, насколько этому ресурсу можно верить.
ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ ТЕКСТ
На самом деле журналисты - очень умные люди, и они прекрасно знают, как вывести вас на эмоции и заставить поверить во всё, что они говорят.
Поэтому внимательно следите за всеми манипуляциями в тексте: не использованы ли вместо имён «клички», нет ли обезличенных словосочетаний «по мнению экспертов», «по данным исследования» и подобных конструкций. А ещё проверяйте, чтобы ссылки на материалы других СМИ (а особенно иностранных!) были подкреплены гиперссылками.
Издание «Журналист» советует внимательно прочитать пособие о фейках. Наша редакция тоже к нему обращалась!
И, конечно, всегда читайте весь текст, а не бегло просматривайте заголовки. Всё-таки кликбейт никто не отменял, а значит и выводы можно сделать неверные.
НЕ ВЕРЬТЕ ВИДЕО И ФОТО!
А особенно тем, на которых изображены дети, пожилые люди и животные. Они, как правило, вызывают у нас более сильные эмоции. Вы даже и не задумаетесь об их достоверности, но, скорее всего, поверите им.
Это мы еще молчим о существовании фотошопа и программ видеомонтажа: вы и сами наверняка знаете, как симок можно изменить до неузнаваемости.
Даже если фотография и правда настоящая –
она может относиться к совершенно другому событию. А чтобы это проверить – воспользуйтесь сайтом
TinEye. Сайт проанализирует выложенные раньше новости и скажет вам, правда перед вами или фейк.
Безопасная журналистика
Рассказываем несколько простых правил, которые помогут журналисту защитить свою работу
Читать далее
ОГРАНИЧЬТЕ КОЛИЧЕСТВО ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Выберете те СМИ, которые вы читаете регулярно, и в достоверности которых вы уверены. Добавьте их логотипы на рабочий стол и смотрите по утрам или вечерам.
Это поможет вам не запутаться в потоке новостей и сохранять спокойствие. Не волнуйтесь – чего-то важного вы не упустите.
Но если вы все же наткнетесь на материал на стороннем СМИ, помните про "правило трех".
Распространяйте только ту информацию, в которой уверены
Не нужно отправлять своим родным всё подряд – поберегите их. Лучше вообще не участвуйте в распространении новостей, не оставляйте гневных комментариев под записями.
Так вы только убеждаете окружающих в правдивости всего, что пишут в интернете. Вы знаете правду – и это главное.
Можете рассказать о том, что поняли родным при личной встрече. И обязательно подкрепите это аргументами. А если не знаете, чем подтвердить ваши доводы, лучше оставьте их при себе.
источник изображений в материале: freepik.com