Действительно, с активным развитием нейросетей - MidJourney, ChatGPT и других - подделать информацию стало еще проще. Например, в марте 2023 года некий пользователь сгенерировал фотографии, на которых Дональда Трампа якобы арестовывает полиция.
Обманывать и вводить в заблуждение пользователей сети стало еще проще, поэтому фактор медиаграмотности стал еще важнее. Как для работника медиа, так и для обычного журналиста. Медиаграмотность — жизненно важный навык XXI века?
Разбираемся, что это такое и как научиться отличать фейк от факта
Читать далее
МЕДИАГРАМОТНОСТЬ - зачем она нужна
Важно отметить, что медиаграмотность - это не просто способность отличить фейкньюс от правды. Это целая группа навыков и умений, которые учат взаимодействию со СМИ и медиасредой: потреблять, анализировать и распространять информацию.
И поскольку сейчас источников становится все больше - потеряться в них, принять фейк за правду, заработать "синдром информационной усталости" (когда нарушается проблема с концентрацией внимания и появляется ложное восприятие реальности) проще простого.
Поэтому важно разобраться и выработать свою собственную стратегию взаимодействия с информацией. Камилла Нигматулина, профессор и заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ, рассказала ПУ, какие 10 вопросов всегда стоит держать в голове, когда скролишь новостную ленту.
КАКАЯ ЭТО ПЛАТФОРМА?
Например, не стоит верить всей информации, которую распространяют в социальных сетях или мессенджерах. Эти сервисы подчиняются определенным алгоритмам - они выдают лишь часть информации или проплаченный контент. Как отмечает эксперт, "там, где работают вирусные алгоритмы, видимой не всегда становится самая важная информация".
Доверять "авторитетности" издания тоже не стоит - федеральным каналам и государственным СМИ. Яркий пример, "Первый канал", который в 90-е рекламировал финансовую пирамиду АО "МММ". Да, пиарил крупнейшего афериста современной российской истории Сергея Мавроди.
КТО СОЗДАЕТ КОНТЕНТ?
Сегодня распространять информацию может каждый, но число профессионалов заметно снизилось. Многие даже взялись уравнивать профессию журналиста и блогера, забывая о существенных отличиях.
"Профессионал - это тот, кто несет ответственность за достоверность информации, соблюдает профессиональные стандарты и этические нормы", - отметила Камилла Ренатовна.
КАКОЙ ЭТО ФОРМАТ?
Медиаграмотный человек должен уметь взаимодействовать с разными видами контента и грамотно анализировать их. Текст оставляет место для аналитики - читатель может дольше задержаться на нем, в моменте прогуглить факты и проверить их. С аудиовизуальным контентом все сложнее - он вызывает больше эмоций.
И здесь стоит задуматься: зачем автор выбрал именно этот формат? Какие цели он преследует?
КАКИЕ ЭМОЦИИ ВЫЗЫВАЕТ КОНТЕНТ?
Некоторые журналисты в своих работах намеренно воздействуют на эмоции читателя вместо фиксации на фактах. Читатель должен научиться находить такие моменты в текстах, а журналист - отличать личное от профессионального. Его мнение должно быть непредвзятым.
Важно: "Не доверяйте первым впечатлениям, "остыньте", почувствуйте послевкусие" - а уже после делайте выводы.
КАКИЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ?
Для этого необходимо знание фактчекинга - и пригодится оно опять же не только журналистам. Не ленитесь проверять факты, достоверность фотографий (время и место съемки) и авторитетность источников, фактор "анонимности" и т.д.
Верю-не верю: как не попасться на фейки самому и не запутать других
Пять советов от редакции «ПУ»
Читать далее
ЧЕМ ОБУСЛОВЛЕН АВТОРИТЕТ ИСТОЧНИКОВ?
Среднестатистического человека легко "задавить" статусом - но оправдан ли этот статус? Почему для комментария или интервью взяли именно эту персону? Какое у него образование? Как часто его упоминают в других СМИ?
Существует ли он вообще на самом деле? Да, случается, что экспертов "придумывают", чтобы добавить веса материалу.
ОТЛИЧАЕТСЯ ЛИ КОНКУРИРУЮЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ?
Первым делом стоит выяснить, кто первый распространил информацию, какие были исходные факты, были ли они правдивы и можно ли проверить их в других источниках?
ЭТО ПЛАТНЫЙ КОНТЕНТ И КТО ПОЛУЧИТ ВЫГОДУ?
Для "выживания" некоторым СМИ приходится распространять проплаченный контент - от этого, конечно, значительно страдает качество. Например, происходит подмена понятий, перевираются факты, важное отходит на задний план.