Недовольные единым экзаменом учителя, чиновники и родители продолжают искать всё новые способы поступления в вузы и оценки абитуриентов. И снова, вдохновлённые количеством поступивших по конкурсам и олимпиадам, в систему образования решили ввести новый термин «портфолио школьника». Разговоры об этом ведутся еще с 2020 года, и сейчас в Рособрнадзоре снова обсуждают, чтобы к 2030 году студентов принимали в вузы именно по нему. Получится ли из этого «идеальная система», о которой так мечтают ученики и родители?
ЕГЭ в 2025 году пройдет по старым правилам
Об этом заявил глава Рособрнадзора Анзор Музаев
Читать далее
ЧТО ПРОИЗОШЛО?
В октябре 2024 года в Госдуме планируют рассмотреть законопроект об отмене ЕГЭ. И чтобы внести ясность, в Рособрнадзоре начали заранее искать альтернативы. Одна из таких — цифровое портфолио школьника, в которое специалисты предлагают включать все достижения школьников, начиная с 1 класса: награды за участие в конкурсах, школьном самоуправлении, волонтерской деятельности.
По словам главы Рособрнадзора Анзора Музаева, если объективно учитывать все достижения ребенка за школьные годы, появится «другая картинка и, возможно, другой подход к экзамену».
Сейчас это интересует, по сути, только учеников 9-11-х классов: они активно участвуют в олимпиадах, соревнованиях, потому что это нужно для учета индивидуальных достижений при поступлении в вуз. Все соревнования, где участвуют более младшие школьники, никак вузами не засчитываются. Это демотивирует.
Анзор Музаев
ЗАМЕНИТ ЛИ ПОРТФОЛИО ЭКЗАМЕН?
О введении электронного портфолио говорили еще два года назад. Тогда по предложению Министерства образования, все активности ребят, связанные с наукой, учёбой, спортом, творчеством, культурой и гражданской деятельностью будут фиксировались в системе МЭШ (Московская электронная школа). На сайте был доступен отчёт об успеваемости ученика и достижения по разделам. Кроме достижений на сайте, можно было зафиксировать своё членство в творческих коллективах, кружках, студиях и добавить информацию о посещённых культурных учреждениях (музеи, галереи, выставочные залы и т. д.) и онлайн-мероприятиях.
Каждый школьник, зарегистрированный в системе МЭШ, имел личный кабинет, в котором хранилась информация о всех его достижениях. А для того, чтобы поделиться виртуальным портфолио, ученику было достаточно отправить ссылку на документ, хранящийся на сайте МЭШ. Приёмная комиссия ВУЗа, получив такую ссылку, могла проанализировать потенциал абитуриента и принять решение о его зачислении.
И кажется, что всё идеально: никакого вам стресса перед экзаменом, а вместо того, чтобы 11 лет зубрить учебник, достаточно заниматься творчеством, спортом, участвовать в концертах и спектаклях. И главное — никакого «повезло — не повезло»: если стараться весь год, поступить можно точно. Но не всё так просто.
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ?
А вот здесь нам придётся разрушить ваши мечты о «светлом и прекрасном». Да, грамоты и дипломы — это, конечно, хорошо, но давайте подумаем о следующем: сколько конкурсов проводится в Москве и сколько, скажем, в маленькой школе в посёлке? Вот тебе и первое неравенство. О нём говорит и профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина:
В разных регионах может вовсе не быть учреждений, где ученик сможет набрать дополнительные баллы, и тут нужно понимать, что у кого-то, в частности ребят из мегаполисов, будут преференции из-за того, что это доступно.
Ирина Абанкина, профессор НИУ ВШЭ
А теперь ещё одно: кто будет готовить характеристики для выгрузки на этот сайт? Учителя, классные руководители? Думаем, не стоит напоминать, что мысли у них весьма субъективные: у каждого есть свои «любимчики». Потупить «за красивые глазки» станет более реально. И это мы ещё не говорим о коррупции и фальсификации документов.
Кроме того, ученикам может прийти в голову, что поступить теперь стало намного проще, поэтому они будут уделять меньше времени учёбе, сконцентрируются на размножении различных дипломов и наград.
Хоть ЕГЭ и доставляет много хлопот, он постоянно напоминает школьникам о том, что впереди их ждет проверка накопленных знаний и навыков. Такая «напоминалка» не даёт полностью расслабиться и потерять интерес к образоанию.
Возможный переход с ЕГЭ на виртуальное портфолио имеет как плюсы, так и минусы. Конечно, невозможно точно предугадать, что повлечёт за собой такая альтернатива. Стресс перед экзаменами может заменить волнение от перехода на новый формат. Приёмным комиссиям в первое время будет явно сложно объективно оценивать способности поступающих, а самим абитуриентам не будет понятно, чего от них требуют в конкретных вузах. Возможно, к виртуальному портфолио можно будет привыкнуть, спустя некоторое время. Но в доработке эта система нуждается однозначно.
К чему реально сможет привести такая альтернатива ЕГЭ, разбирается Софья Белякова, г. Москва