Проведу вам экскурсию по фильмам из обновлённой киноафиши.
Пожалуй, девяностые — это самый колоритный период нашей истории. Наверняка вам рассказывали хотя бы одну историю про эти
«лихие» времена. Правда обычно они настолько абсурдные, что даже представить, как это было, сложно: героев с трудом можно
перенести на улицы современной России. Чтобы разрушить этот миф, вам точно стоит посмотреть картины Балабанова. 
Нужны перемены
Кинематограф в 90-е был перенасыщен бандитской тематикой. Позже она
начала романтизироваться, приобретать черты геройства. И всё это не без помощи
Балабанова. Режиссёр не ожидал, что фильм «Брат» 1997 года подарит
стране нового кумира. Он хотел показать, как рушились судьбы
и прежние идеалы людей, которых бросило государство, но зритель придумал иную трактовку:
Данила стал борцом за справедливость, примером нерушимых принципов и
уверенности в своих действиях. Багров же в глазах Балабанова — это молодой
необразованный парень со сломанной судьбой, без шансов на счастливое
будущее: «Человек вернулся с войны. Что он умеет делать? Только воевать.
Когда пацанов берут совсем мальчишками, они школу заканчивают, и идут людей убивать, и два года этим занимаются. Потом они возвращаются и уже
никому не нужны».
С первых кадров фильма режиссёр говорит нам, что Данила — чужак в новом
для него мире: он не понимает повседневной жестокости, отчуждённости и
закрытости людей. На войне все разъяснили заранее , следуй правилу: тут
свои, там враги, бей тех, которые «там». Вот ты и готов к открытому
плаванию. Город же не даёт инструкций. Поэтому герой руководствуется
тем, что осталось с ним с военных времён на протяжении всего фильма.
В более поздней картине «Жмурки» Балабанов решает показать
максимально утрировано всю бандитскую тематику, которой к 2005 году
кинематограф был накормлен досыта. Знаменитые актеры обзавелись
шрамами, капами во рту (для придания лицу более глупого вида) и соответствующими их роду деятельности нарядами. Поскольку эта эпоха уже в прошлом, герои фильма
вызывают самые разные чувства и эмоции: от отвращения, до искреннего
смеха, от ностальгии, до радости.
Режиссёр снова говорит нам, что в бандитский мир приходят не от
счастливой жизни и что он обязательно ещё больше изуродует человека.

Тема города в двух фильмах
Балабанов успел показать в своей картине «прошлое, настоящее и
будущее». Под «прошлым» я подразумеваю поколение, предшествующие
90-м. В фильме его олицетворяет бездомный по
прозвищу Немец, нашедший прибежище на кладбище вместе с товарищами
по несчастью. Именно он оказывается первым человеком, который с теплом
отнёсся к молодому вояке.
Его язык отличается от всех героев этого фильма:
«Город — страшная сила, он засасывает. Только сильный может
выкарабкаться. Да и то…» Бездомный философ помещён на кладбище, как
и его эпоха со своими идеалами и ценностями, которые стали не нужны
«настоящему».
Теперь правда за братом Багрова, который успел поделиться своей
мудростью, созвучной с героем «Жмурок»: «В Москву ехать надо. В Москве
вся сила». Так Балабанов и изображает современную реальность -
«будущее», отвергающую ценности, за счёт которых нельзя поживиться.

Приобщение к новой культуре
В период перестройки в Россию хлынули западные «диковинки». В обоих
фильмах герои осваивают английский и пытаются комбинировать его со
своим лексиконом. Они часто ходят в Макдоналдс: в России он перестал быть простой забегаловкой с дешёвой едой, а стал
настоящей достопримечательностью и культурным местом для встреч.
Очередь могла стоять по полтора часа, ведь каждый мечтал насладиться
заморским гамбургером, картошкой фри с кетчупом и шипящей колой.
Двое друзей из « Жмурок» также потихоньку знакомятся с подарками запада.
Хоть установки о превосходстве советской кухни проглядываются во время
диалога, хороший аппетит и доступность новых блюд побеждают. В руках у
Саймона оказывается заветный пакет с гамбургером и картошкой без соуса.
«- Весь мир кушает гамбургеры и чё?
- Это только уроды, у кого вкуса нет.
- А ты что хочешь, чтобы я пирожки кушал?
- А ты русские пирожки не трожь».

Новая эпоха
Балабанов очень умело ведёт заданные им в самом начале образы через
весь фильм. С помощью этого он наглядно показывает, как зарождалась
новая эпоха.
В конце первой части «Брата» Данила уезжает в Москву
на попутке со своими кассетами и обрезом. Оружие предательски
выпадает из-под пальто, но водитель и пассажир понимают друг друга
без слов и переключают своё внимание на заваленную снегом дорогу.
Второй « Брат» рассказывает уже о новом Багрове. Он заключил
договор с настоящим. Теперь Данила улыбается людям с экрана
телевизора и встречается с поп-певицей. Но юность, проведённая на
Чеченской войне , внесла свой вклад в настоящее: парень все также
носит при себе обрез и устроняет врагов со своего пути . Данила делает
это все также холоднокровно , но теперь уже со стихами:
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое -
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!

Саймон — теперь уже Семён Евгеньевич, обзавёлся
мигалками на машине , о которых рассказывал своему другу ещё в начале
своей карьеры. Сергей Александрович , к своему сожалению , все ещё не
отстроил церковь. За окном кабинета виден Кремль, а на столе ждут два
знакомых бумажных пакета из Макдоналдс.
Персонажи из 90-х никуда не растворились, так и живут где-то неподалёку,
пожиная плоды своей молодости. Разве что только немного принарядились.