Подготовиться к
ОГЭ по истории самостоятельно - задача не из простых, хотя вполне по силам любому девятикласснику. Но вот проблема: как не дать историческим датам и событиям смешаться в голове? Мы решили дать тебе несколько подсказок: как больше не путать даты Куликовской битвы, запомнить годы правления Ивана Грозного и отличать Екатерину 1 от Екатерины Великой.
Многие задания в ОГЭ по истории направлены
на хронологию, поэтому даже простое знание дат позволит ответить на большинство
вопросов. Но мозгу девятиклассника очень сложно разом запомнить кучу цифр и незнакомых названий. Ежедневная зубрёжка не только не
принесёт пользы и новых знаний, но и быстро надоест. А еще нашему мозгу проще
мыслить образами и картинками, нежели цифрами. Поэтому к подготовке можно
подойти творчески и креативно.
Один из самых простых способов – ассоциации. Любую дату или событие можно подвязать к своим личным воспоминаниям и образам. Например,
дата начала Первой мировой совпадает с днем рождения близкого человека. Также
можно запомнить факт, яркий и нелепый, который навряд ли пригодится на
экзамене. Но вокруг него вы уже выстроите всю необходимую информацию. Этот вариант напоминает способ под
названием «точка отсчёта».
Суть «точки отсчёта» вот в
чём: выбираем определённый промежуток времени (допустим, 40-50 лет) и
запоминаем главную дату за этот период. Следующий шаг – выстраиваем вокруг основной
даты календарь событий, используя принцип «столько-то лет до/после события».
Больше всего этот метод подходит для выучивания биографий значимых исторических
личностей.
Расскажем об еще одном интересном способе,
который подойдет для запоминания ключевых фигур в истории. Нужно собрать на них
материалы, например: имя и фамилия, род деятельности, этапы, взгляды, союзники
и враги, оценка историков и т.д. Этих данных достаточно, чтобы структурировать
знания. А если на экзамене что-то забудется – не трудно будет визуализировать «досье»
в голове, и вся необходимая информация тут же всплывёт!
Ещё один легкий и распространённый вариант – проводить параллели. Есть события, которые происходят в одни и те же месяцы, но в разные годы; даты, которые завершаются на одинаковые цифры. Например, войну Руси с Византией в 941-944 гг. можно ассоциировать с Великой Отечественной войной 1941-1944 гг. Другой пример: съезд князей в Любече – 1097 год, 1497 год — судебник Ивана III, 1597 год — урочные лета Федора Иоанновича. Также эффективно структурировать информацию можно связав даты и события, произошедшие в одном и том же году.
Хорошо информация воспринимается на слух. Можно начитать самые сложно запоминающиеся вопросы на диктофон и слушать их в наушниках вместо любимой музыки и подкастов. Получается эдакая аудиошпаргалка. Если слушать такие аудиозаписи регулярно, то новые знания быстрее запомнятся и усвоятся.
Один из самых распространённых и излюбленных способов –использование карточек. Вырезаешь из картона или бумаги небольшую карточку: с одной стороны пишешь дату, а с другой событие. Например, Первая русская революция — 1905-1907 гг. Затем раскладываешь карточки перед собой одной стороной и повторяешь. Те, которые уже знаешь или хорошо запомнил, можно откладывать в сторону. Можно проделать тоже самое со стикерами: написать на них необходимые сведения и расклеить по дому. Каждый раз, когда будешь видеть листок с датой — повторяй связанное с ней событие вслух или про себя, и наоборот.
Все перечисленные способы гораздо эффективнее заучивания наизусть. Потому что при простой зубрёжке информация быстро улетучивается, а методы запоминания помогут тебе надолго сохранить материал в памяти.
Но важно не только знать исторические даты, события и биографии, но и ПОНИМАТЬ их, уметь выстраивать причинно-следственные связи. Тогда высокий балл точно у тебя в кармане!