Настя Лобанова живет в Москве, учится в Высшей Школе Экономики на психолога, проводит эксперименты по работе мозга и создаёт онлайн курсы в сфере IT. А ещё в школе Настя выиграла заключительный этап Всеросса по литературе, и это во многом ей помогло в учёбе. Мы пообщались с Настей о том, как она готовилась, чтобы дойти до заключительного этапа.
- С чего началась твоя любовь к книгам и литературе? Был ли этот предмет твоим любимым в школе?
- Я полюбила книги, как только начала читать (а, может, и раньше, когда мне читали вслух сказки). Мне нравилось, что я могу погрузиться в другие миры, ценности. Понять эмоции персонажей.
Литературу в школе я не очень любила, потому что мне больше нравилась американская классика. То, что мы читали в школе, казалось нерелевантным для моих личных переживаний.
- Опиши свои ощущения, когда стало известно, что именно ты получила путевку на заключительный этап Всероссийской олимпиады по литературе?
- Было приятно :)
- Как проходила твоя подготовка? Кто тебе помогал?
- Я перечитывала российскую и зарубежную классику, учила поэзию и писала короткие аналитические заметки по каждому из произведений. Я пыталась понять, какая литература нравится лично мне и почему. Я читала книги по литературоведению, литературной критике и истории литературы.
В основном я готовилась самостоятельно, но меня всегда поддерживала наш учитель по литературе Боднарчук Лидия Владимировна, за что я ей благодарна и сейчас.
- Как ты думаешь, может ли ученик, если он книжный червь и имеет глубокие познания в области литературы, без подготовки написать заключительный этап всеросса?
- Помимо любви к литературе, нужно уметь хорошо писать – лаконично, ярко, с собственным стилем. В олимпиаде оцениваются не твои знания о годах рождения разных писателей или именах всех персонажей, а глубина и яркость твоих мыслей, поэтому нужно учиться писать тексты и найти свой слог.
- Какие задания тебе запомнились? Сложными ли они были для тебя?
- Помню задание по анализу поэтического произведения, которое мне очень понравилось делать. Задания не показались мне сложными, поскольку они были творческими и не имели однозначно верного ответа. Они заставляли подключить воображение и критическое мышление.
- Эта победа как-то помогла тебе в поступлении в вуз?
- Я поступила по ней на бюджет в НИУ ВШЭ на журналистику, а потом без проблем перевелась на бюджет психологии, хотя у меня не было ЕГЭ по биологии и английскому.
- Что ты можешь сказать об организации олимпиады в целом?
- Заключительный этап был организован очень здорово. Он проходил в Ярославле, у нас был хороший отель, прогулки по городу и в театр. С тех пор это и сейчас один из моих любимых городов России.
- Общалась ли ты с другими ребятами, участниками олимпиады? Вы обсуждали задания, ваши ответы на них?
- Не помню такого, скорее всего, на это не было времени.
- Чем ты сейчас занимаешься? Кто ты по профессии?
- Я работаю методистом в Яндекс.Практикуме, где делаю онлайн-курсы по IT более вовлекающими и эффективными. Я также пишу научно-популярные материалы для пресс-службы моего университета и провожу эксперименты по изучению мозга. Мои знания по литературе помогают мне писать классные, понятные тексты – и этот навык ценится везде, от академической науки до бизнеса.
- Как быстро к тебе пришло осознание того, что ты стала одним из победителей олимпиады?
- Быстро, хотя это было неожиданным для меня.
- Какой совет ты дашь ребятам, которым выпал шанс поучаствовать в заключительном этапе всеросса по литературе?
- Страсть к литературе и вообще к любой области гораздо важнее формальных оценок твоей работы, поэтому не стремись к победе как таковой. Постарайся получить новый опыт и эмоции от участия в олимпиаде.