Задание №25
Привлечение аргументации
При ответе на вопросы, нужно уметь приводить аргументы и примеры. Как правило, примеры должны быть составлены с опорой на социальные реалии: обстановку в мире или какие-то исторические факты.
Задание №25 – промежуточный этап отмены мини-сочинения, где необходимо было приводить аргументы из различных источников. Здесь же обычно примеры должны быть связаны с какими-либо социальными реалиями. В задании будет указано «С опорой на современные факты приведите примеры…».
Задание оценивается в 4 балла
2 балла: правильно приведены только два любых элемента.
1 балл: правильно приведен только один любой элемент.
- приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания (если примеры неконкретные и похожи лишь на теоретические рассуждения, а также если не дано обоснование)
- ответ неправильный.
В этом году в критериях оценивания появился один важный нюанс. Например, если ученик начнет сомневаться в своем ответе, решит привести не 3 примера (как просят в задании), а 4 или больше, и допустит там ошибку, ему снизят баллы. Проверяющие посчитают, что отвечающий не разбирается в теории и не умеет читать условия задания.
Приведение дополнительных позиций, содержащих неточности:
- две и более – 0 баллов за все задание
- одна – минус 1 балл
Как решать?
Проще всего решать задание, если разбить его на части. Сначала нужно посмотреть на часть задания, где просят привести объяснение. В данном случае – обосновать необходимость политического многообразия в демократическом обществе. Поэтому логичнее привести несколько предложений либо одно развернутое объяснение. Не стоит писать кратко, например, «Потому что демократия - это многообразие». Такой ответ не будет засчитан проверяющими. Объяснение должно быть подкреплено теорией, например:
Еще один важный момент, про который стоит помнить: не нужно путать примеры с аргументацией. Например, неправильно будет указать «В России установлен демократический политический режим и поэтому там существует многопартийность». В этом случае можно записать такой пример на черновик, попробовать наполнить теорией, сделать более абстрактным и только потом переносить на бланк ответов.
Вторая часть вопроса зачастую имеет привязку к реалиям современного мира или Российской Федерации, но не всегда. В задании всегда будет указано, что требуется написать в ответе. В нашем случае придумывать названия несуществующих партий будет неверным. Однако если конкретные указания отсутствуют, примеры можно моделировать и придумывать самому. Где найти такие примеры? Чтобы правильно решать данное задание, нужно искать источники, где можно почерпнуть эти знания: например, в новостях.
Партии, действующие в РФ:1) КПРФ. Выдвижение политических лидеров (на выборах президента в 2018 году Павел Грудинин выдвигался главой государства от партии КПРФ, в процессе избирательной кампании он проводил активную гонку и, в конечном счете, за него проголосовали 11,77% избирателей.)
2) Единая Россия. Непосредственная реализация политической власти (В России правящей партией является «Единая Россия», что во многом позволяет ей претворять в жизнь установки, зафиксированные в программе: ценности патриотизма и служения Отечеству, защита безопасности и суверенитета России, укрепление семейных ценностей и т .д.)
3) ЛДПР. Формирование общественного мнения (Владимир Жириновский, руководящий партией ЛДПР, регулярно участвует в телевизионных передачах и посещает различные мероприятия, что позволяет ему и партии привлечь на свою сторону много сторонников, которые начинают разделять их взгляды относительно будущего устройства России)
Типичные ошибки, которые совершают ученики
Школьники часто пропускают ответ на первый вопрос и сразу приводят примеры. Однако это очень важный момент! Объяснение легко написать с помощью теории и получить 1 балл.
Отсутствие аргументации во втором вопросе – также одна из самых распространенных ошибок в этом задании. Приводить объяснение через конкретный пример неправильно.
Ученики теряют баллы из-за незнания социальных реалий, так как не владеют информацией о том, что происходит в мире. В итоге, на самом экзамене у них не получается составить пример.
Ребята совсем пропускают часть с примерами во второй части задания, поскольку не умеют их правильно составлять.
Как облегчить себе жизнь
- Проверять количество элементов в вопросе и ответе.
- Просматривать новости и формировать социальный опыт.
- Если хочется привести объяснение через пример, то сначала записывать пример на черновик, а затем «теоретизировать» его.
- Приводить конкретные примеры во второй части задания (конкретный субъект выполняет конкретное действие, что приводит к конкретному результату).
- Если в примерах не просят привести примеры из истории или реальной жизни, их можно придумывать.