Встал в пять утра – галочка, сходил на пробежку – галочка, составил список планов на неделю – снова галочка. И вот, страница ежедневника больше похожа на небо, усыпанное стаей черных птиц. Если ласточки – к дождю, то к чему приведет обилие «галочек»?
Знакомьтесь, это – Соня, самая активная студентка журфака в СПбГУ. Несмотря на большой конкурс, она поступила на бюджет, сдав экзамен по русскому на 100 баллов. Замотивированная и амбициозная, ко всему прочему, еще и олимпиадница. Соня начала публиковать свои работы ещё на первом курсе, а ко второму стала редактором отдела студенческой газеты и прошла практику в «Русском репортере». Кажется, ей можно только позавидовать.
И надо же такому случиться: на третий год она призналась, что всё стало неинтересно, как будто села батарейка. Она сказала, что не чувствует жизни: ей хочется гулять, проводить время на природе, просто почитать какой-нибудь роман. Её достало всё это «надо»
«Свет далёкой звезды»: откуда появился культ успеха?
Сегодня успех принято измерять количеством: кто прочитал больше книг, у кого больше подписчиков в соц.сетях, кто чаще и усерднее тренируется в зале – этот список можно продолжать до бесконечности. И, к сожалению, в гонку за мнимым успехом иногда вступают и люди, интересы которых и вовсе отличаются от навязанных обществом.
Чтобы увидеть, как в обществе появился культ успеха, далеко идти не нужно. Достаточно вспомнить детство наших родителей. Они не сравнивали себя со звездами, которых видели на экранах телевизоров. Раньше очень сложно было пробиться в свет, поэтому и сравнивать себя с медийными личностями люди не стремились.
Сегодня благодаря социальным сетям популярным может стать любой. Обычный человек, регулярно листающий ленту в соц.сетях, не всегда способен фильтровать информацию. Он видит отрывки из жизни успешных людей иногда забывая об обратной стороне медали.
Но даже самый продуктивный человек не может работать без отдыха. Пропаганда продуктивного образа жизни только и твердит - «работай на износ». Что же за этим следует? Не золотые медали и кубки, а только выгорание, усталость и проблемы со здоровьем.
От пятерок в школе до кабинета психотерапевта – один шаг
С подростками в школах ситуация ещё проще: их вынуждают работать сверх сил не блогеры и сверстники, а родители. Но какими бы благими не были их намерения, завышенные требования к ребенку чаще всего приводят к плачевным последствиям:
- У нас в школе училась девочка, которую звали Света Иванова (имя изменено). Мама и бабушка были очень озабочены ее развитием. Когда Света училась в первом классе, она должна была читать произведения, которые дети проходят в четвертом классе, а то и в шестом. Это были стопки книжек с большим количеством страниц, сложных авторов, рассчитанные для более старшего возраста.
На возражения о том, что это для детей постарше, мама и бабушка кричали, что Света – очень умный ребенок и ей по силам все освоить. Она действительно хорошо училась в школе, во всяком случае, в начальной и средней. А когда ей задавали вопрос «Кем ты хочешь быть?», она перечисляла сразу три специальности, говорила о том, что обязательно получит три высших образования, чуть ли не закончит школу экстерном. Она хотела поступать в МГИМО или Литературный институт имени А.М. Горького – планы были очень амбициозные для учащейся пятого класса. Естественно, не обошлось без участия мамы и бабушки. Когда вдруг учительница поставила Свете «четверку», они прибежали в школу доказывать, что Света заслуживает лучшей оценки. Девочка участвовала абсолютно везде и училась на отлично. В итоге все закончилось довольно печально. Я не знаю, что именно произошло, но, скорее всего, в старшей школе у нее случился нервный срыв. Ее успеваемость начала падать, Света находилась в постоянном напряжении. Чтобы восстановить здоровье девушка лечилась в клинике неврозов. После этого никакой речи о великом будущем и не шло. Света осталась жить в провинциальном городке вместе со своей мамой, – рассказывает Петрова Анна, бывшая одноклассница Светы Ивановой.
Стремись к «здоровой продуктивности»!
Зачастую, только начиная ставить перед собой цель, человек очень замотивирован и готов буквально свернуть горы. И вот, он начинает идти к своей цели. Потом проходит некоторое время. Былые амбиции исчезают, результат не достигнут, а человек разочарован в себе. И это – не случайность, а закономерность, которую еще в 20 веке установили ученые Йеркс и Додсон.
Ученые сформулировали два закона о мотивации. Первый гласит, что наилучших результатов человек достигает при среднем уровне мотивации. На пути к цели человек проходит несколько этапов. Сначала его эффективность деятельности растет. Затем она достигает своего пика. После достижения этой точки эффективность, а с ней и мотивация, начинают падать. Это связано с тем, что, находясь в точке пика мотивации, человек начинает испытывать стресс, эмоциональное напряжение.
Во втором законе говорится о том, что в зависимости от степени сложности задачи кривая уровня мотивации будет смещаться. Влево – если задача сложная, вправо – если легкая. Это объясняется тем, что если задача очень легкая, ее не так интересно выполнять. Чтобы человек лучше выполнял работу, она должна быть трудной и интересной для него.
Так как же найти баланс?
– Не ставьте для себя невыполнимых целей. Например, если вы пишете статью, не стремитесь сразу создать шедевр. Просто постарайтесь написать хороший текст, который был бы интересен читателю. Раскройте тему, придумайте какой-то творческий ход – сделайте акцент на этом, а не на том, чтобы превзойти все ожидания. Если вы будете наслаждаться процессом своей деятельности, результат не заставит себя долго ждать.
С другой стороны, если Вам приходится заниматься тем, что Вам не очень интересно, придется поискать какие-то другие мотиваторы, выгоду. Мотивация – состояние готовности человека к совершению какого-либо действия. Мотивация возникает вместе с мотивом. Допустим, если Вам не нравится заниматься спортом, мотивируйте себя тем, что регулярные занятия помогут оставаться в форме и окажут положительный эффект на здоровье, – делится Игорь Ильич Скрипюк, кандидат психологических наук.
Как правильно распределить время?
Как и большинство активных личностей, девушка сталкивалась с падением мотивации и апатией, но со временем нашла баланс и способы предотвратить эмоциональное выгорание:
– Для меня очень важна поддержка друзей и близких. Я стараюсь обсуждать с ними те проблемы, которые и спровоцировали выгорание. Я много рассуждала на эту тему с друзьями, и мы пришли к единому мнению. Нужно больше отдыхать и распределять силы правильно. В этом и заключается основной секрет. Я беру паузу, когда это возможно, расставляю все по полочкам и думаю, где и что заставляет меня тревожиться и сильно выгорать. Очень помогает похвала и поддержка. В такой период важно говорить о своих чувствах с дорогими людьми. Отдыхаю, балую себя, открыто делюсь чувствами, пересматриваю свое отношение к той или иной деятельности – вот так борюсь с выгоранием.
Естественно, универсального секрета успеха не существует. Человек все еще остается «неидеальным». И это нормально – все мы разные и все мы испытываем эмоции, у каждого из нас есть свои слабости, страхи, переживания. Нельзя постоянно оглядываться назад, коря себя за совершенные ошибки или недостаточно продуктивные дни. Смотреть по сторонам, сравнивая себя с другими – тоже не лучшая идея.
Путь каждого человека к успеху уникален, так же, как и само понятие успешной жизни. Даже в «идеальном» мире всегда есть место для неидеального человека.