До ЕГЭ остаётся всего 6 недель. А ты готов? Уверены, что есть пару правил, которые стоит подтянуть.
Агния Розенталь, преподавательница русского языка в
онлайн-школе Вебиум, поделилась советами для успешной
подготовки к ЕГЭ по этому предмету: разобрала самые частые ошибки, которые допускают школьники и посоветовала, как их можно избежать.
Задание 4: определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно
Пользуемся методом исключения. Если вы видите, что хотя бы одно слово пишется раздельно или через дефис, то этот вариант ответа точно не подходит.
Запоминаем: слова, которые имеют частицы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, — всегда пишутся через дефис. Если видим суффиксы -ОМУ/-ЕМУ — тоже вставляем дефис. Раздельно пишутся такие конструкции, как КАК БУДТО, В ТЕЧЕНИЕ, ПОТОМУ ЧТО.
Не забываем, что написание слов в русском языке может зависеть от контекста. Например, рассмотрим предложение: «Я пришёл в школу во?время». Задаём вопрос: «Пришёл когда? Вовремя». Значит, это наречие, которое пишется слитно.
Другой пример: «Во?время урока я постоянно отвлекалась и смотрела в окно». Задаём вопрос: «Во время чего? Урока». Значит, это существительное с предлогом, которое пишется раздельно.
Задание 5: правильное и уместное употребление паронимов
Паронимы — это слова, которые имеют схожее звучание, но разное лексическое значение. Они раскрывают своё значение именно в контексте предложения.
Чтобы вам стало проще учить паронимы для ЕГЭ, есть несколько подсказок.
- Слова, оканчивающиеся на -ческий, указывают на прямую принадлежность к данной сфере жизни. Пример: экономический = напрямую относящийся к экономике — экономический форум, экономическая ситуация в стране.
- Слова с суффиксом -чн- лишь содержат элементы той сферы, о которой идёт речь. Пример: артистичный = отличающийся артистизмом — артистичный человек может и не быть артистом.
Важные паронимы, которые точно попадутся на ЕГЭ по русскому языку, собрали в удобной шпаргалке. Её можно распечатать и повесить на видное место, чтобы сложные слова были под рукой.
Задание 4: правильная постановка ударения
Рассказываем план действий, который поможет легко запомнить сложные слова с ударениями для ЕГЭ по русскому языку.
1. Внимательно и вдумчиво прочитайте словарик и выделите те слова, в которых вы не знаете правильную постановку ударения.
2. Используйте эти слова как можно чаще в своей речи.
3. Пару раз в неделю перечитывайте орфоэпический словарик.
Есть ещё несколько необычных способов запоминать ударения в словах
Придумайте ассоциации. Чем «глупее» и забавнее они будут, тем лучше. Например: «Чтобы купить цепОчку, нужно продать пОчку».
Запоминайте слова, объединяя их в группы. Например: каталОг, монолОг, диалОг, некролОг или крАны, шАрфы, бАнты.
Придумайте рифмовки. Например: «Мы летали в КуршавЕль, в Альпах пощипать щавЕль».
Сочинение в ЕГЭ по русскому языку: правильно определяем проблему текста
Проблема — это предмет обсуждения, вопрос, который автор задаёт и себе, и читателю.
Авторская позиция — это то, что писатель думает по поводу заявленной проблемы. Если проблема — это вопрос, то авторская позиция является ответом.
Иногда тексты бывают слишком замысловатые, и с первого прочтения выпускникам не удаётся определить проблему. Что же в таком случае делать?
- Напишите план текста. Так станет понятнее, какая мысль чаще всего повторяется.
- Если вы видите предложение, в котором чётко сформулирована авторская позиция, попробуйте к нему задать вопрос. Это и будет проблемой.
Самые распространённые ошибки на ЕГЭ по русскому языку
Ошибки на ЕГЭ по русскому выпускники допускают из-за невнимательности, спешки или пробелах в знаниях. Каждый такой недочёт — минус драгоценный балл. Разберём наиболее частые ошибки и дадим советы, как перестать их допускать.
1. В тестовой части экзамена часто теряют баллы в 9 задании. Многие забывают, что безударных гласных гласных в корне слова может быть несколько! И эти гласные могут относится к разным орфограммам, например: безударная непроверяемая гласная корня и безударная проверяемая гласная. Важно внимательно читать, что именно требуется указать в ответе.
2. Ошибки встречаются при выполнении 13 задания. Ученики забывают о том, что есть краткая и полная форма у причастий, от этого будет зависеть правописание НЕ со словами.
3. Учащиеся путаются в 16 задании на пунктуацию. Нужно помнить правила постановки запятых в предложениях с однородными членами, уметь различать однородные и неоднородные определения.
При написании сочинения в ЕГЭ по русскому частыми ошибками являются:
- Неверно определённая проблема. Например: «В прочитанном мною тексте поднимается проблема дружбы…» Это ошибка! Дружба, война, любовь могут являться темой текста, а не проблемой.
- Тавтология и повтор слов. Чрезмерное употребление похожих выражений ухудшает вашу работу. Старайтесь подбирать синонимы.
- Синтаксические ошибки. Например: «приготовленные оладьи мамой были очень вкусны»вместо «оладьи, приготовленные мамой, были очень вкусны». Чаще такие ошибки допускаются из-за невнимательности. Вдумчиво перечитывайте написанный текст, выделяйте грамматические основы, анализируйте связь слов в предложении.
- Слишком длинные или слишком короткие предложения. Объёмные предложения увеличивают риск допущения пунктуационных ошибок, короткие не передают весь смысл.