В вашем недавнем опросе сказано, что 42% школьников не определились с профессией к 11 классу. Скажите, с чем может быть связано такое большое число «неопределившихся»?
На самом деле, это стандартная ситуация, которая повторяется из года в год. «Неопределившихся» всегда было примерно столько. Подростки иногда не задумываются про выбор профессии потому, что зачастую у них мало вариантов. Ребята видят маленькое количество профессий вокруг себя и не знают, что и из чего им выбирать. Школьники, скорее всего, не занимались своей профориентацией серьезно, поэтому до конца не определились. Подросткам не хватает мотивации и нацеленности на выбор конкретной профессии здесь и сейчас, знаний о себе и своих интересах. Поэтому многие выбирают более широкие направления, поскольку не знают, чем они хотят заниматься в будущем. Отсюда и высокий процент людей, работающих не по специальности.
Сейчас, действительно, IT находится на пике популярности, но творческая профессия часто не исключает эту сферу. Иногда эти области пересекаются. Например, разработка сайтов, продуктовое наполнение, продвижение продукта – это всё IT-направление, но тесно связанное с творчеством. Оно привлекает подростков потому, что в этой сфере подростки видят себя более свободными, работающими в режиме фриланса без навязывания правил. Творчество – это возможность реализовать свой потенциал, заниматься нестандартным видом деятельности и разнообразить свою будущую работу.
На мой взгляд, большого смысла привлекать ребят к участию во всевозможных олимпиадах нет. Олимпиада – отличная возможность для тех ребят, у которых есть сверхспособности к какому-либо предмету. Участие в таких мероприятиях всегда выходит за рамки школьного обучения, к ним непросто подготовиться. Творческие и неординарные задания не подходят каждому, но попробовать себя в первом этапе и посмотреть, что будет дальше – очень полезно всем. Участие в олимпиаде не может стать такой же стандартной процедурой, как прохождение ЕГЭ и ОГЭ. Именно поэтому вузы и ориентируются на таких ребят, потому что их мало.
Интересно, что раньше, благодаря участию в олимпиадах можно было получить много льгот, но теперь олимпиадников немного «потеснили». Право на поступление без вступительных испытаний сделали однократным. Отсюда следует вывод, что олимпиадников, конечно, любят, но не станут агитировать всех поступать по таким правилам.
Самое важное – заниматься профориентацией, изучать и узнавать, что интересно тебе и лучше всего получается. При выборе профессии нужно опираться на связку «хочу-могу-надо».
Сейчас важно потратить время на изучение рынка труда, поиска профессий (отталкиваясь от сферы) и своих интересов.
Чем раньше – тем лучше. Самым подходящим вариантом будет 7-9 класс. В идеале, к 9 классу нужно определиться хотя бы со сферой, которая подходит. Это важно, потому что у ребят есть возможность выбрать уже те предметы на ОГЭ, которые они будет сдавать на ЕГЭ. Зачем делать двойную работу, если можно упростить себе жизнь?
Но важно помнить, что все может сложиться совсем по-другому: меняется человек и меняются его интересы. Поэтому пересмотреть свои взгляды можно всегда, и это не страшно!
В вашем опросе сказано, что для большинства детей сейчас важна самореализация. А что они вообще понимают под этим?
Скорее всего, ребята подразумевают под самореализацией возможность раскрыть себя. Это связано с веяниями современной культуры. В целом, сейчас редко кто задумывается о государственной службе или выбирает работу в офисе. Самореализация связана с возможностью работать свободно, показывать себя с разных сторон, достигать своих целей.
Это не взаимоисключающие вещи. Каждый человек по-разному видит самореализацию. Успех – это скорее про внешний мир, про то, как нас видят со стороны. «Меня считают успешным, я многого достиг» или «Я учусь в престижном вузе, и это круто». А самореализация – это то, как человек ощущает себя сам. Ребята задумываются о том, чтобы чувствовать себя комфортно: ни от кого не зависеть, выбирать уровень своего дохода, контролировать самостоятельно время своей работы. Это и есть самореализация. Но часто для того, чтобы этого достичь, нужна очень большая мотивация.
Это зависит от цели самого школьника: в какой сфере он хочет раскрыть свой потенциал. Нужно поставить цель и проработать шаги для ее достижения. Самореализация должна иметь конкретную стратегию: «Что мне нужно сделать, чтобы у меня получилось?». Если же вдруг что-то пойдет не так, изменится рынок труда, процедура поступления, или баллы на ЕГЭ окажутся низкими, нужно иметь запасные варианты. То есть, важно сделать осознанный выбор, узнать все его плюсы и минусы, быть готовым к разным исходам. И тогда человек, действительно, может самореализоваться!