Пять углов



Кем быть
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
НОВОСТИ КИНОНЕДЕЛИ
КНИЖНАЯ ПОЛКА ПУ
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Наши авторы
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

аккредитациятвоя историялайфхакиНа практику — в ПУ!Министерство образованияэкзаменылитератураВсероссийские открытые урокиТеатрМГУподросткикаталог сочиненийспортВШЭСочинениефестивальКак сдать ЕГЭстудентамподготовка к ОГЭмузыкаСПбГУисториякнигикарантинискусствоЕГЭ-2022каникулыразвлеченияжурфакподготовка к ЕГЭчто посмотретькиносоветы психологауниверситетЕГЭ 2018Востребованныекуда поступатьработавыпускнойИТМОПсихологияКуда сходитьинтервьюолимпиадаНовый годкак прошли ЕГЭ-2018вузышколаолимпиадылицензияЧто почитатьрецензияприемная кампанияпутешествияитоговое сочинениерейтингВаши историиКаталог вузовисследованиеДевятиклассникамвыставкаувлеченияВыходныеОГЭобразованиеволонтерствоКаталог профессийРособрнадзорЛучшее на СтенесоветыКем бытьпрофориентацияжурналистика75 лет ПобедыКонцертрусский языкотношенияУчительВУЗрейтинг вузовхоббиличный опытопросновости кинонеделипрофессиилайфхакиНовыепоступление
ТОП авторов
Дарья Жданова

Опубликовано статей: 30

Анастасия Степанова

Опубликовано статей: 12

Нора Ольшанская

Опубликовано статей: 6

Евгения Печерских

Опубликовано статей: 4

Ольга Куняшева

Опубликовано статей: 4

Мария Александровская

Опубликовано статей: 3

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 17

Вероника Васильцова

Опубликовано статей: 11

Пять углов
«В чудесном городе Петровом»: выходные в Петербурге Анны Ахматовой

«В чудесном городе Петровом»: выходные в Петербурге Анны Ахматовой

Репортаж юнкора ПУ Екатерины Матвейкиной, школа №292, Санкт-Петербург

Просмотры
1099
В Петербурге весна. Лучи солнца окутывают тротуары, крыши домов и лица прохожих. Солнечные блики мягко ложатся мне на плечи и отражаются в волосах. Но мне не до этого – я как обычно опаздываю везде, где только можно.

День 1. Фонтанный дом

Я иду уже знакомой мне дорогой. Вот и мой любимый старинный книжный магазин, «Подписные издания»: ленинградцы ещё в 1926 году оформляли здесь подписки на журналы, энциклопедии и сборники. Даже не верится, что он смог пережить блокаду, развал СССР, а в 2010-х годах был на грани разорения.

Ну вот опять, вместо того чтобы бежать, глазею по сторонам. Ну что ж такое!

Литейный пр., 57, книжный магазин "Подписные издания"
Литейный пр., 57, книжный магазин "Подписные издания"

Вот она - заветная арка, ведущая в сад Фонтанного Дома. Уже здесь становится ясно, что за ней скрывается не простой сад. Когда-то в Шереметевском дворце проживала поэтесса Анна Ахматова, большая часть жизни которой неразрывно связана с этим местом. Здесь она любила, страдала, знакомилась с людьми, оставившими след в ее судьбе – и, конечно, писала стихотворения. Строки из ее произведений остались не только на бумаге, но и на стенах. Изнутри вся арка исписана от руки разными посетителями, неравнодушными к творчеству поэтессы. 

Литейный пр., 53, Фонтанный дом
Литейный пр., 53, Фонтанный дом
1653333885.jpg

Шум и гул окончательно умолкли: я прохожу в сад. Но вдруг тишина прерывается. В самой глубине сада - звуки пианино. Человек, сидящий за музыкальным инструментом – хоть и не профессионал, но явно увлечен игрой. Его длинные пальцы неторопливо перебирают клавиши, а лицо выглядит сосредоточенным. 

Сад Шереметевского дворца – место, изолированное от шумного и суетливого Литейного проспекта. Время здесь идет своим ходом. Время! Как же я могла забыть? В шесть часов начинается экскурсия по Фонтанному дому. 

Нас встречает экскурсовод, приятная женщина средних лет. Окинув всех присутствующих изучающим взглядом, она начинает свой рассказ. Сегодня – будний день, поэтому слушателей не так много. Можно спокойно прогуляться по саду и узнать историю дворца. 

-Усадебный дом графов Шереметевых – практически ровесник Петербурга. Более 150 лет здесь проживал род Шереметевых. Он был центром искусства и светской жизни, в нем хранились коллекции живописи и предметов старины. Здесь Пушкин позировал Кипренскому для знаменитого портрета,
– рассказывает экскурсовод.
Портрет А.С. Пушкина в исполнении Ореста Кипренского
Портрет А.С. Пушкина в исполнении Ореста Кипренского

Это место было выбрано Анной Ахматовой не случайно. Ахматова всю жизнь чувствовала присутствие «солнца русской поэзии» в этом месте и говорила, что место обладает особенной энергией, которая вдохновляет ее писать.

Мы уже полчаса стоим в саду и, кажется, один из посетителей, начинает уставать. Он выбрал скамейку, находящуюся недалеко от экскурсовода, присел на нее и продолжил слушать. Расслабившийся мужчина вскоре заметил на себе укоряющий взгляд сотрудницы музея, смутился и встал, не совсем понимая, что он сделал не так. Тут рассказ экскурсовода доходит до той скамейки, с которой только что встал мужчина.

- Когда вышло постановление журнала «Звезда» и «Ленинград», Ахматову запретили печатать, исключили из Союза Писателей, лишили карточек в голодное послевоенное время – в дополнение ко всем этим мучениям их еще и посадили под домашний арест. Каждый день поэтесса подходила к окну и показывала сидящим круглосуточно агентам, что она жива. Они сами испугались того, в какое положение поставили Анну Ахматову. Находились агенты на этой скамейке, тут же можно найти гравировку со словами Ахматовой,
- с явным сочувствием в голосе сообщает наш провожатый.
памятник Осипу Мандельштаму
памятник Осипу Мандельштаму

Потом мы прошли к памятнику, посвященному Осипу Мандельштаму. Следующие слова экскурсовода не могли не повергнуть меня в шок. 

- В день памяти жертв репрессий у этого памятника мы читаем имена расстрелянных людей. В первый год мы успели прочитать только имена на букву «а» – за три часа. В наш список включены только люди, расстрелянные в Ленинграде за два месяца 1938 года. До сих пор этот список мы не дочитали, хотя занимаемся этим много лет. Слова Ахматовой «хотелось бы всех поименно назвать, да отняли список и негде узнать…» оборачиваются новым смыслом: списки есть, а прочитать мы их не успеваем,
– поделилась сотрудница музея Ахматовой.
1655199654.jpg

На этой печальной ноте наша прогулка по саду оканчивается, и мы отправляемся в здание Фонтанного Дома. Пройдя через дверной проем, ведущий к гардеробу, я почувствовала приятный аромат кофе. Буквально в двух шагах отсюда в этом же коридоре находится «Шумерийская кофейня», где посетители могут выпить чашечку эспрессо и послушать новости об искусстве.

Сразу возникает вопрос: почему кофейня именно «Шумерийская»? Дело в том, что второй муж Анны Ахматовой, Владимир Шилейко, занимался изучением культуры и истории Ассирии. «Как печенье в вазочке» лежали на его столе шумерские глиняные таблички. Несмотря на бедность, супруги и дня не могли обойтись без кофе, поэтому процесс их работы всегда сопровождался головокружительным ароматом этого напитка. Хотя в Петербурге сплошь и рядом находятся самые разные кофейни, я не смогла удержаться и забежала сюда после экскурсии.

Сдав куртки в гардероб, мы поднимаемся наверх, в квартиру Ахматовой. И здесь я снова удивляюсь, как это место может так гармонично совмещать в себе историю и современность. Коммунальная квартира сохранила свою первоначальную атмосферу. Вот - кабинет Пунина и стол, за которым он работал над своими переводами. А на этой кухне жильцы квартиры целыми днями слушали радио. Сейчас же мы проходим к следующей локации, непохожей на все остальные комнаты музея. Здесь собраны личные вещи поэтессы, ее старые документы, письма, стихи, написанные ее почерком. Если поднести руку к стеклу, около указанного предмета высветится информация о нем.

Мы проходим в следующий зал. Как только экскурсовод начал рассказывать о знакомстве Ахматовой и Гумилева в Царском селе, его тут же прервал посторонний голос. Кто же это читает стихи? Кажется, сама Анна Ахматова.

-А это – наш экспериментальный проект «Радио Фонтанный Дом». У нас редко бывает тихо, потому что периодически в музее по радио играют наши архивные записи. В них сама Ахматова читает свои стихотворения, как когда-то она зачитывала их своим гостям. Радио также можно послушать по интернету, там оно работает круглосуточно»,
рассказывает сотрудница.

Наконец, экскурсовод продолжает. 

-Царское село – место довольно значимое для поэтессы и ее первого мужа. В 1903 году, Анна Ахматова, встретила здесь своего будущего мужа. Во время предрождественских покупок, в сочельник, в Гостином дворе поэтесса познакомилась с Николаем Гумилевым. «В ремешках пенал и книги были, Возвращалась я домой из школы. Эти липы, верно, не забыли Нашей встречи, мальчик мой, веселый?» - пишет Ахматова Гумилеву в 1912 году. Встречу 24 декабря Ахматова вспоминает даже спустя многие годы. А на этой фотографииАхматова в 1920-е годы сидит на той скамейке, где когда-то Гумилев сделал ей предложение. 7 раз он предлагал ей руку и сердце, 6 раз поэтесса ему отказывала»,
– поясняет сотрудница музея.
Личные вещи А. Ахматовой
Личные вещи А. Ахматовой

Несмотря на то, что их брак распался спустя 8 лет и не был счастливым, именно Ахматова после расстрела бывшего мужа хлопотала над изданием его книг. Стоит отметить, что репрессии коснулись не только Гумилева, но и двух других близких людей поэтессы. Ее единственный сын, Лев Гумилев, провел в «Крестах» более 10 лет, а второй муж, Пунин, был арестован три раза и погиб в лагере. Чтобы хоть как-то помочь сыну, Ахматовой пришлось писать стихотворения, угодные власти. Это было очень тяжелое время для поэтессы, из-за чего она не могла воспринимать город так же, как раньше. Она даже называла его по-другому, холодно – Ленинград.

А теперь нам пора спускаться к выходу, потому что наша экскурсия по Фонтанному Дому окончена. У гардероба нас встретили самые милые сотрудники музея – рыжие коты по имени Кеша и Персик. Оказывается, музей Фонтанного Дома совсем недавно наградили премией за заботу о животных «Замурчательные люди». Если бы не усатые хранители петербургских музеев, атмосфера в них была бы совсем не такой уютной!

Кеша и Персик, главные сотрудники музея
Кеша и Персик, главные сотрудники музея

День 2. Подвал Бродячей собаки

Ну а сегодня я решила отправиться в «Подвал Бродячей собаки» –  бывший литературный салон, в котором часто бывала Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский и многие другие поэты Серебряного века. 

В отличие от Фонтанного Дома, здесь я прежде не бывала – только очень часто проходила мимо с мыслью о том, что надо обязательно сюда заглянуть, но в другой раз. И вот, наконец-то, я приближаюсь к входной двери. Несмотря на то, что место довольно знаменитое, спускаясь вниз, начинаешь сомневаться, думая «А туда ли я пришел?». Название себя оправдывает: к двери ведет крутая лестница, а в самом помещении достаточно темно.

1655199656.jpg

Еще одна вещь, которая не может не удивить – причудливые игрушки в виде собак. С одной стороны, они выглядят неряшливо, с другой – хорошо вписываются в интерьер и придают ему «изюминку».

1653333900.jpg

Кстати, а почему именно собаки? Основателем и директором «Собаки» был Борис Пронин. Сначала он хотел устроить салон на мансарде или чердаке. Это бы символизировало «высокие цели искусства». Ища место для будущего заведения А.Толстой, Н.Евреинов, Б.Пронин заглядывали во все подворотни Невского проспекта, и Толстой вдруг сказал: «А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта?.. — Вы нашли название нашей затее, — воскликнул Н.Н. Евреинов. — Пусть этот подвал будет называться «Бродячая собака!».

Теперь нужно разобраться, куда идти дальше. В этом кафе царит своя особая атмосфера, творческая и поэтическая. Попав в это место первый раз, чувствуешь какую-то неловкость, боясь эту атмосферу нарушить. Сотрудник указал мне на зал, куда я и прошла.

Оказывается, на стенах здесь тоже можно найти подписи. Только вот места здесь не так много, как в Фонтанном Доме, поэтому свои послания оставляют известные люди, побывавшие в «Собаке». 

автографы на стенах "Подвала бродячей собаки"
автографы на стенах "Подвала бродячей собаки"

Сейчас в «Подвале Бродячей собаки» можно не только поужинать, но и посмотреть моноспектакль. Раньше, во времена Ахматовой, послушать творчество поэтов и писателей можно было только купив дорогой билет – стоил он 3-5 рублей. Творческая публика относилась к обычным посетителям свысока, называя их «фармацевтами». Сейчас же цены вполне демократичные, жаль только, что уже нельзя услышать лично чтение Ахматовой или Маяковского. 

Тем не менее, гуляя по Петербургу, можно познакомиться с творчеством многих писателей и поэтов, буквально побывать в тех местах, где рождались их произведения. Ни один учебник литературы не сможет дать такого же понимания их творчества и биографии. Читая сухие факты из книг, мы воспринимаем литераторов как людей из какого-то другого, незнакомого нам мира, забывая, что они жили так же, как и мы.

Репортаж юнкора ПУ Екатерины Матвейкиной, школа №292, Санкт-Петербург
Пройдите опрос
Каким вы видите свое будущее через 10 лет?
1/6








Назад
Далее
А чего больше всего опасаетесь?
2/6







Назад
Далее
Вы уже определились с выбором маршрута: кем стать, куда поступать?
3/6


Назад
Далее
А с кем при этом выборе советовались, к чьему мнению прислушивались?
4/6







Назад
Далее
Если бы у вас появилась возможность жить не работая - согласились бы?
5/6


Назад
Далее
А насколько вообще вы чувствуете себя готовым ко “взрослой жизни”? Оцените от 1 до 5
6/6





Назад
Далее


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
По вашему запросу ничего не найдено
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru