Начало
«Все началось с того, что 18 марта я листал новости и наткнулся на очередной пост от «Россграм». Я раньше слышал про них, но тут решил посмотреть сам и зайти на сайт. Меня так вынесло от того, насколько нелепо и стыдно они все делают, что возникло непреодолимое желание ответить. С одной стороны, хотелось показать, как надо делать продукты, а не просто говорить о них, а с другой — иронично ответить на тему бессмысленности слепого копирования чужих проектов и настолько некачественного импортозамещения.
Эта задача была выполнена, на мой взгляд, на «5+». Но уже с первых дней, к приятному удивлению для нашей команды, из хорошей шутки «Грустнограм» превратился в по-настоящему классный продукт, собравший уникальную аудиторию. Я еще нигде и никогда не видел в одном месте такой концентрации творческих, талантливых, интересных и эмпатичных людей. Им, как и многим из нас, оказалось нелегко в последнее время, и в «Грустнограме» они нашли для себя теплое и уютное место, где можно безопасно переживать любые эмоции, рассказывать истории, быть самими собой».
Кто у «штурвала»?
Сейчас над соцсетью работает 10-15 человек, и почти все — на благотворительной основе. Есть и те, кто не входит в штат, но продолжает помогать «Грустнограму».
Например, программисты из компании «ETICON» бесплатно создали приложение, а сами пользователи часто пишут команде отзывы и предлагают идеи для реализации, многие из которых вы уже можете встретить в ГГ.
«Во главе проекта нас трое - я, Ваня Сёмкин, который отвечает за всю визуальную часть и с которым мы придумали «Грустнограм» таким, какой он есть, и Костя Щекочихин - мой хороший друг, который присоединился к нам в первые же дни и, как он сам говорит, отвечает в проекте за слова и смыслы, что сейчас есть одна из основ ГГ. А ещё он очень помогает нам внутренними инвестициями, что тоже важно».
![1655389319.jpg](/images/post/1655389319.jpg)
Запуск. Развитие. Известность
В день запуска команда волновалась: вдруг появится много ботов и шутников, которые испортят проект и взломают сайт. Но всё оказалось с точностью до наоборот.
«Запуск проекта прошел отлично. Хотя «отлично», наверное, слишком невзрачное слово для всего того, что случилось.
Я хорошо понимал вирусный потенциал ГГ и он полностью оправдал себя. Я думаю, что слово «грустнограм» в конце марта услышали как минимум 10 миллионов человек, если не больше.
Нам многие до сих пор не верят, но мы не вложили ни рубля в рекламу или продвижение после запуска. Более того — мы даже сознательно отказывались от некоторых шагов, которые помогли бы нам набрать аудиторию. В этом наша принципиальная позиция — никого не тянуть к нам силой и ничего не продавать».
Своих первых подписчиков разработчики помнят отлично: «Буквально через несколько дней после запуска, мы создали чат в «Телеграм» для наших пользователей, где тут же собралась отличная компания ребят, с которыми друг без друга все мы, кажется, уже не представляем себе жизнь. Это десятки, сотни людей, собравшиеся в большую цифровую семью и многие из них для меня уже как родные».
По словам Александра, серьёзных трудностей с соцсетью пока не было. Но были другие: «Возникли некоторые трудности с отношением к работе, но тут очень тонкий момент. С одной стороны, мы сейчас — проект некоммерческий, и большинство из нас работает на волонтерской основе (за исключением некоторых внешних программистов). Но, с другой стороны, надо понимать, что это тоже работа, и если ты за нее берешься, то надо подходить к этому ответственно».
Вся фишка - внешний вид
Когда впервые заходишь на сайт или в приложение, то не сразу понимаешь, где оказался. Всё черно-белое, вместо лайков — разбитые сердца, нет никаких обозначений времени, а фотографии в профиле можно менять местами.
«Первичная концепция проекта — ироничная версия «Инстаграма»*. Отсюда появились разбитые сердечки вместо лайков, черно-белый фильтр на фото и остальное. А вот отсутствие дат постов — случайность. Разработчики просто забыли сразу ее добавить, а потом это привело к такому классному потоку безвременного творчества, что решили оставить всё, как есть».
Кстати, в ленте соцсети — целых пять разделов. Например, есть «Неизведанное», в котором можно встретить любой из имеющихся профилей. Или «Секреты», где пользователь анонимно пишет о своих переживаниях и тайнах, а комментаторы этих записей превращаются в известных российских поэтов.
«Этот раздел — одна из моих давних задумок, получившая шанс на вторую жизнь как логичное продолжение того, зачем приходят к нам пользователи. Многие пишут нам слова благодарности за то, что ГГ стал для них местом, где они наконец-то могут быть самими собой, в отличие от других сетей, где есть мода на успех. Но нужно понимать, что даже в таком теплом и «терпевтичном» месте, как «Грустнограм», людей сильно ограничивают рамки публичности. Нам очень хотелось дать инструмент для того, чтобы можно было открыто и безопасно поделиться тем, что на самом деле тебя волнует, а в ответ получить поддержку и обратную связь».
![Запись из раздела «Секреты»](/images/post/1655389320.jpg)
Что делает «Грустнограм» таким, какой он есть?
«Люди. Мы как-то очень удачно попали в то настроение и тот запрос, которые объединили вокруг себя столько классных людей.
Мы не ожидали, что столько человек захочет поддержать нас. Сотни людей написали нам и предложили свою помощь. И без них ничего того, что сейчас представляет собой «Грустнограм», точно не было бы».
Сейчас в здесь появляются разные проекты: журналы, квесты, школы фото, совместные аккаунты и тому подобное. Одни составляю дайджесты на основе публикаций пользователей «Грустнограма», другие учат красиво оформлять профиль и делать черно-белые фотографии. Кто-то пишет грустные стихи, а кто-то просто рассказывает о том, чем не мог поделиться в других социальных сетях.
![Аккаунт одного из проектов - журнала @sadmagazine](/images/post/1655389321.jpg)
«У нас с первых же дней появилось огромное количество сайд-проектов на основе ГГ. Люди снимают нам рекламу и видео про нас, пишут десктопные клиенты и телеграм-ботов. Они творят внутри самой платформы, пытаясь различным способом проявить свою креативность, порой нарушая правила, либо находя незакрытые лазейки. И все это прекрасно! В этом плане, мне кажется, мы создали отличную песочницу для творчества и очень приятно видеть, какое количество креатива это рождает».
А дальше что?
«Сейчас у нас около 170.000 регистраций. Если смотреть совсем глобально, то я вижу, как «Грустнограм» может превратиться в новый большой цифровой дом для огромного количества людей и самых различных возможностей для творчества, знакомств, самовыражения, общения и классных идей».
Впереди у команды «Грустнограма» — реализация многих задумок и разработка «эпичных творческих инструментов». Уверены, что этот проект ещё «разобьёт сердце» не одному человеку и станет новой масштабной площадкой для объединения по интересам.