Вступительные в театральных вузах начнутся в июне, а некоторые заведения — например, школа-студия МХАТ — начнут проводить туры уже в апреле.
Как поступить в театральный на бюджет и не слететь с вступительных, рассказывают студенты известных театральных вузов: Иван Есин (Театральный институт им. Бориса Щукина), Татьяна Романова и Маргарита Якимова (школа-студия МХАТ), а также Полина Краснова* (ГИТИС).
«Стоп!Снято!»: история о том, как студентка РГИСИ попала в кино
Читать далее
Как выглядят вступительные в театральных вузах?Как выглядят вступительные в театральных вузах?
Вступительные в театральных вузах проходят по-разному. Поэтому внимательно изучите программы вступительных испытаний вузов, в которые поступаете.
Вступительные, как правило, состоят из нескольких этапов: консультации и трех туров. Обычно вузы устраивают предварительные консультации (или прослушивания) перед первым туром, а другие подразумевают под прослушиванием первый тур.
Консультация (прослушивание/первый тур): абитуриент читает стихи, басни, прозу. Педагоги слушают быстро, иногда просят станцевать или спеть. На этом этапе мастер не всегда присутствует.
Первый тур: как правило, присутствует мастер и члены его команды — педагоги курса. Они будут слушать вашу программу, давать задания, попросят спеть и станцевать.
Второй тур: чаще всего его называют пластически-музыкальным. На нем проверяют чувство ритма и наличие слуха, способности в пении и танце. Педагоги могут включать разную музыку, под которую вы будете петь/танцевать/повторять ритм.
Третий тур: мастер дает различные задания: например, подготовить с партнерами этюд, монолог, что угодно. Обычно на подготовку задания дается 1-2 дня.
Если абитуриент прошел три тура, его ждут вступительные испытания. Обычно они включают несколько этапов: профессиональный экзамен и собеседование. В некоторых вузах проводится еще творческий экзамен (поступающих делят на группы, которые должны подготовить в течение 2-3 дней исполнение отрывка из драматического произведения: это может быть басня/стихотворение/проза).
Профессиональный экзамен — это, по сути, тоже самое, что первый-второй туры. Вы читаете программу, поете, танцуете, выполняете задания членов комиссии. Одно из таких — этюд.
Собеседование чаще всего является заключительным этапом. Обычно мастер беседует с поступающим, задает вопросы на совершенно разные темы: от любимых зарубежных художников до количества зубов у лошади.
Помните, что на любом из туров вы можете слететь. Порой, неудача зависит не только от вашей подготовленности, но и от предпочтений мастера. Например, одному педагогу нравятся взрывные личности, а другой набирает на курс исключительно высоких девушек. В любом случае, если это произошло, не останавливайтесь: пробуйте пройти в других вузах.
Как составить чтецкую программу?Как составить чтецкую программу?
Повторимся, что в каждом вузе правила поступления и требования к творческой программе разные. Например, в Институте им. Бориса Щукина для прослушивания абитуриентов просят подготовить басню, стихотворение, прозу и песню, а для экзаменов в ГИТИСе — еще монолог. В одном вузе требуют включать современную литературу, в другом — зарубежную, в третьем — только русскую классику. То же самое можно сказать о количестве произведений каждого жанра (вне зависимости от требований, наши студенты советуют подготовить не менее 3 стихотворений, прозаических отрывков, басен).
Чтобы узнать детали, опять-таки
зайдите на сайт вуза. На
сайте института им. Бориса Щукина для абитуриентов оставили даже видеоролики, в которых педагоги рассказывают как правильно составить чтецкую программу и подготовиться к поступлению.
Одно правило указывают практически все театральные вузы: ваши произведения должны быть небольшими по объему. Не нужно блистать гениальностью перед членами комиссий, заявляя, что вы полностью выучили «Демона» М.Ю.Лермонтова.
Помните, что ваши произведения должны быть разнообразными по характеру и тематике. Скажем, не выбирайте стихи только о несчастной любви, а басни — только Ивана Крылова. Чтецкая программа и создана для того, чтобы вы показали членам комиссии, насколько глубоко вы чувствуете разные обстоятельства, состояния человека. И насколько живо, искренне вы можете это передать.
Поэтому выбирайте темпераментную лирику и прозу, зарубежных и отечественных авторов, современников и классиков — ваша программа должна быть разнообразной.
И последний критерий — выбирайте только те произведения, которые действительно вас волнуют, трогают. В этом плане можно даже нарушить популярное требование приемной комиссии театральных вузов: «не брать известных авторов».
Что делать, если от волнения забыл все строчки?Что делать, если от волнения забыл все строчки?
Бывает, что от волнения из головы вылетает самая важная информация. Это может произойти вне зависимости от того, сколько недель или месяцев вы репетировали программу.
Думаете — провал, вас не допустят дальше? Нет. Главное, не теряться, округлять глаза, а ловко выпутаться из ситуации. Как — рассказывает Татьяна Романова (школа-студия МХАТ):
Помните, что актер должен быть стрессоустойчивым. И нередко педагоги специально проверяют абитуриента, обладает он этим качеством или нет.
Так, Иван Есин (Театральный университет им. Бориса Щукина) рассказывает, что на одном из вступительных в ГИТИСе девочка читала программу — по воспоминаниям Вани, выступала она хорошо. Однако на середине ее выступления мастер стукнул кулаком по столу, встал и вышел из аудитории.
Зачем? Чтобы проверить на стрессоустойчивость, позже признался педагог, — но тогда эта девочка дочитала до конца. Берите пример.
На одном из туров нужно петь и танцевать — что, если этого я не умею делать?На одном из туров нужно петь и танцевать — что, если этого я не умею делать?
На самом деле вы не единственный, кто не умеет профессионально петь и танцевать. А импровизировать — страшно.
До отборочных прослушиваний постарайтесь исправить недостатки, которые мешают вам чувствовать себя уверенно на сцене. Но не забывайте, что вы поступаете на актера, а не на певца или хореографа. Самое важное для педагогов — видеть и слышать, что у вас есть чувство ритма, слух и вы умеете проживать образ, созданный музыкой.
Как подготовиться к собеседованию?Как подготовиться к собеседованию?
В каждом вузе собеседование (коллоквиум) проводится по-разному: некоторые педагоги задают подготовленные вопросы о культуре, кино, искусстве. А другие могут завести дружеский разговор, чтобы узнать вас поближе.
Очень часто абитуриенты не готовятся к этому этапу — что там может быть сложного? В школе книжки читал, советские фильмы смотрел. Не забывайте, что на собеседовании вы тоже можете слететь — все зависит от мастера.
Поэтому к собеседованию готовьтесь также, как и к предыдущим экзаменам: читайте произведения, смотрите фильмы, посещайте музеи, театры, интересуйтесь культурой, искусством. И не ограничивайте себя только этим: вы можете поговорить с педагогами о науке, истории, спорте — сферах, которые интересны вам.
На сайтах театральных вузов, как правило, опубликованы списки литературы, которую следует прочесть. Советуем ознакомиться с этим списком и прочесть хотя бы несколько книг из перечня.
«У меня спрашивали о любимой актрисе и актере, фильме, о жанрах спектакля, о том, каких театральных и советских режиссеров я знаю, какие советские и современные фильмы я смотрела, какое мое любимое стихотворение, кто моя любимая поэтесса или поэт и т.д. У моей одногруппницы спрашивали про архитектурные стили, у одногруппника - про композиторов, у кого-то - про художников…»
Полина Краснова* (имя изменено*), студентка ГИТИСа
При этом старайтесь не удивлять мастеров своими «энциклопедическими знаниями», советует Иван Есин (Театральный институт им. Бориса Щукина). Мастер может поинтересоваться, как ваши дела или спросить, сколько зубов у лошади. К чему эти необычные вопросы? Чтобы опять-таки проверить вашу стрессоустойчивость и смекалку.
Старайтесь быть в глазах мастера легким на подъем. А если вопрос застал врасплох, попытайтесь обыграть ситуацию: ответьте так, как считаете нужным.
Собеседование — не проверка знаний, а разговор с мастером, который хочет побольше узнать о вас.
Что нужно знать о результатах ЕГЭ?Что нужно знать о результатах ЕГЭ?
Мастер и педагоги в первую очередь оценивают ваши актерские данные, а к результатам ЕГЭ (русский, литература) они относятся как к формальностям.
Но это не значит, что к ЕГЭ можно не готовиться — бывает, абитуриент прошел туры и вступительные, а по баллам ЕГЭ пролетел: либо не прошел порог, либо другой поступающий обошел его по сумме баллов в конкурсе за бюджетное место. В таком случае комиссии ничего не останется, как отказать в зачислении.
В каждом вузе установлен порог баллов, который тоже ежегодно меняется. К счастью, он невысокий: например, в этом году для ГИТИСа нужно набрать минимум 54 балла за ЕГЭ по русскому языку и 43 балла за ЕГЭ по литературе, а в Щепке — минимум 40 баллов по каждому предмету.
Топ частых ошибок абитуриентовТоп частых ошибок абитуриентов
1. Не быть собой
Чаще всего поступающие слетают, потому что стараются казаться кем-то другим перед членами комиссии: казаться бойким, наглым, хамоватым или послушным человеком.
Члены комиссии не хотят видеть, кем вы можете казаться. Они хотят видеть вас такими, какой вы есть.
2. Не подготовиться к вступительным или готовиться за несколько дней
Вторые на вылет — абитуриенты, которые готовились по факту прослушивания или не готовились вообще. «Что там поступить — выучить да прочитать басню и стихотворение, спеть, станцевать», — думают они. А на самом деле ошибки начинаются еще до первого этапа вступительных — с подготовки программы и репетиций.
Во-первых, подберите произведения так, чтобы программа была разнообразной по тематике, жанрам, авторам, количеству произведений. Не забывайте, что каждое произведение должно отзываться в вашей душе.
Во-вторых, перестаньте казаться кем-то. Будьте самим собой.
В-третьих, не забывайте репетировать свою программу. В том числе, песни и танцы. Серьезно подготовьтесь к первому прослушиванию, то есть чтецкую программу, и отрепетируйте каждое произведение.
Не забывайте о внешнем виде: девочки — в платьях, туфлях на низком каблуке; мальчики — в чистых рубашке и брюках (кроссовки лучше оставить дома).
«Все, это конец, второй год не прошла»: истории студентов, которые не сразу поступили в театральный
Почему так получилось и как надо готовиться, чтобы пройти на бюджет, узнала у студентов и выпускницы Елизавета Токарева, г. Новосибирск
Читать далее
Данный текст выходил в 2022 году. Однако он остается актуальным по сей день.
Фото: коллаж ПУ
От выбора творческой программы до популярных ошибок абитуриентов рассказывают поступившие в ГИТИС, школу-студию МХАТ, институт им. Бориса Щукина