Вот уже две недели идет приемная кампания! Недавно мы говорили о том, как выбрать вуз, а теперь пора бы определиться и с формой обучения. Например, для каких специальностей подойдет очный формат, а для каких - дистанционный? Разбираемся вместе с ПУ.
Очники
Для начала нужно сказать, что очный формат подойдет не для каждой учебной программы. Например, в тех специальностей, в которых важнее получить навыки и опыт (журналисты или дизайнеры), не стоит зацикливаться именно на этом формате. А для тех специальностей, где без фундаментальных знаний “войти в профессию” невозможно, очка будет как раз кстати. Речь идет о врачах, инженерах, строителях, физиках-ядерщиках. И здесь, как говорится, “без школы - никуда”. О том, для каких программ подойдет очный формат, нам ответила Людмила Владимировна Панкова, Руководитель Дирекции основных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого:
Понятно, что чаще всего поступают на очку: только по данным Минобрнауки 2021 года, на эту форму поступило более 2,4 млн студентов. Да и неудивительно, почему: во-первых, бюджет распределяется в основном здесь, потом учеба длится всего четыре года, да еще и с преподавателями, которые научат и подскажут. Сюда же отнести общение с однокурсниками, студенческие фестивали, конкурсы. А для некоторых, это еще и отсрочка от армии.
Только вот придется учится 24/7, если ты действительно хочешь стать профессионалом: в будние - вуз, а в выходные - домашка. Как правило, времени на работу или стажировку по специальности не остается, но некоторые успевают и учиться, и опыт нарабатывать. Да и с бюджетными местами на некоторые направления приходится туго. Скажем, в СПбГЭТУ- «ЛЭТИ» на рекламу и связи с общественностью выделено 6 очных бюджетных мест, когда на очно-заочную форму - 20 бюджетных мест. Может, сама специальность подсказывает, каким образом ее нужно осваивать?
Конечно, практика в вузе тоже есть, но выглядит она совсем не так, как настоящая работа, что ждет каждого после выпуска. А как правило, после выпуска работодатели ждут специалистов с опытом работы в 1-3 года. Так что и на очке лучше следовать примеру тех ребят, что между зачетами и семинарами работают, потихоньку осваивая свою профессию. Иначе ненароком можно оказаться в статистике, о которой пишет ТАСС, где почти каждый третий выпускник в России трудоустраивается не по специальности.
Теперь о заочной
Заочников за последний год стало более 1,3 млн человек. Скорее всего, на эту форму обучения поступают те, кто уже нарабатывает опыт по выбранной специальности, либо просто зарабатывает деньги. И как раз эта форма подойдет для прикладных специальностях, в которых работодатели смотрят на твой чемодан умений и знаний. Например, те же журналисты, которым помимо университетских знаний, необходимо писать для редакций, искать темы, проблемы, взаимодействовать с людьми, выстраивать свою идеологию. До этого одними лекциями не дойти. А вот врачам заочка точно не подойдет: как же можно поставить диагноз, не имея профильных знаний за плечами? Значит, в первую очередь, подумай, насколько заочка подойдет для твоей специальности.
В целом, эта форма обучения неплоха - можно совмещать учебу и работу так, что времени остается еще и на хорошую книгу. Стоимость за семестр дешевле, чем на очной, к тому же в некоторых вузах есть бюджет на заочку. Например, в УрФУ, на направление “Педагогическое образование” выделено 25 бюджетных мест. Правда, отсрочки от армии нет, да и учиться придется самостоятельно, а педагог лишний раз не ответит на твои вопросы по теме лекции. И часто выходит на практике, что многие берутся за учебники и конспекты не раньше, чем за две недели до экзаменов, а оставшееся время об учебе и вовсе не вспоминают. Мы попросили студента-заочника рассказать о плюсах и минусах этой формы обучения:
Как по мне, заочка не каждому подойдет. Если ты не умеешь в каких-то моментах держать себя в узде, пересиливать и заставлять себя учиться, тебе не стоит рассматривать эту форму.. Потому что информацию надо искать фактически самому, учеба полностью зависит от тебя. А на сессии тебя не учат - только спрашивают. Так что все обучение проходит тобой, и я вижу в этом для себя большой плюс.
Еще из плюсов: изучая в тему, ты можешь найти что-то более интересное и погрузиться в тему. А потом, погрузившись, ты можешь сам для себя понять, надо оно тебе или нет.
Из минусов: в принципе, когда у тебя появляется какой-то вопрос, ты можешь потратить несколько дней в поисках ответа. Конечно, можно обратиться и к однокурсникам, но мне кажется, это не совсем то обучение, которое тебе хоть что-то даст. Иногда этих вопросов бывает достаточно много, тема сложная и тяжело что-то найти. Конечно, можно написать преподавателю через электронные почты, WhatsApp, но это будет очень долго и неудобно.
Все-таки, когда ты лично общаешься с преподавателем, тебе намного понятнее, чем через переписку, потому как даже он сам может не до конца понять тебя.
Что касается именно сессии, то на заочке проще сдавать. На очке прям паришься, сдавая каждый экзамен, когда здесь тебе, как минимум, автоматом ставят "3" очень часто. Конечно, если хочется больше тройки, придется что-то делать. Некоторые преподаватели требовательны и наоборот могут сказать, что “заочники ничего не знают, поэтому выше четверки не ждите”. Двоякая ситуация, я бы сказала…
Мне кажется, заочка подойдет тем, кто связан с информационными коммуникациями и подобным..Не подойдет тем, кто в процессе обучения много “занимается руками”, например физикам, химикам, фармацевтам. Точно не подойдет инженерам... Возможно, подойдет студентам художественных направлений, если есть какой-то опыт..И в принципе ребятам, у которых специальность построена на том, что они всегда должны искать что-то самостоятельно ..Но если ты пойдешь врачом, вряд ли заочка тебе подойдет…
Иногда общения с однокурсниками не хватает, это скорее, тоже минус…
Что с вечерней?
Вечерка считается золотой серединой. Ребята слушают лекции и семинары по вечерам, а утром могут работать на полноценную ставку. Также, как на заочке, в некоторых вузах есть бюджет. Например, в СПбГУ, на тот же журфак выделено 20 бюджетных и 30 контрактных мест. Причем, это на 5 бюджетных мест больше, чем на очной форме того же факультета. Только отсрочки от армии не дает, да и учиться дольше, чем на очной форме: в среднем, 5 лет. Зато конкурс на зачисление ниже, поэтому шанс поступить в любимый вуз есть даже у тех, кто набрал меньше 90+ баллов.
И последнее: дистанционка
Казалось бы, самый удобный формат, чтобы учиться. Но здесь, опять же, все упирается в профессию. Сложно представить, что инженеры, медики, переводчики без очного общения с профессорами смогут чему-либо научиться. Так что, если твоя специальность требует основы знаний, умений, понимания, как у врачей и инженеров, то формат точно не подойдет. К тому же, по данным совместного исследования НИУ ВШЭ и ТГУ, как пишет РБК, 65% учащихся подтвердило, что учиться “онлайн” - неэффективно. А 86% признались, что сталкивались с трудностями при онлайн-обучении: интернет подводил, технические перебои случались, общения с однокурсниками и преподавателями не хватало, как личной концентрации и дисциплины.
Скорее, эта форма будет полезна тем, кто выбрал профессии, где по исходу, работодателям требуются способности, знания. Вообщем-то , форма похожа на заочную: только сессия сдается прямо из дома, в вуз ехать не придется.
А на выходе - что?
Определившись с формой обучения, не забывай, что ты поступил в вуз не только для того, чтобы на выходе получить диплом. Наоборот, если ты хочешь достичь успеха в карьере, тебе нужно с первых курсов осваивать свою профессию: через учебники и практику. И, чем раньше ты начнешь, тем скорее поймешь, над чем еще предстоит работать и насколько верным был твой выбор.